Сценарий фронтальной образовательной деятельности в группе детей компенсирующей направленности по теме «Транспорт» с учетом ФГОС ДО.
Возраст: подготовительная к школе группа.
Цель: Закреплять знания детей по теме «Транспорт».
Коррекционно-образовательные задачи: закрепление словаря и знаний детей по теме «Транспорт»; уточнение понятия о различных видах транспорта в зависимости от места передвижения (наземный, водный, воздушный, подземный, железнодорожный); закрепление знаний детей о деталях транспорта; развитие грамматического строя речи (образование форм творительного падежа имен существительных, образование относительных прилагательных).
Коррекционно-развивающие задачи: развитие слухового и зрительного восприятия, памяти, внимания; развитие графических умений и навыков; развитие фонематического восприятия, дыхания, правильного речевого выдоха, координации речи с движением.
Коррекционно-воспитательные задачи: воспитание доброжелательности, инициативности, самостоятельности, ответственности.
Оборудование: презентация, ноутбук, аудиозапись «Звуки транспорта»; сотовый телефон, напольный стенд «Колобок»; картинки и сюжетные символы с видами транспорта; конверты с загадками; игрушка-самолет; бумажные самолетики; тетради; листочки в крупную клетку; карандаши; дидактическая кукла «Бабушка-загадушка»; корзинка; раскраски; сумка детская для писем, картинка «Машина».
Предварительная работа: прослушивание звуков транспорта, проведение предварительных упражнений по развитию речи и окружающему миру по теме «Транспорт»; разучивание стихотворений по теме; рассматривание книг и иллюстраций по теме; отгадывание загадок; обыгрывание сюжетно-ролевых, настольно-печатных игр по данной теме; упражнение в конструктивном и графическом праксисе.
Интеграция: физическое развитие, социально-коммуникативное, познавательное, речевое.
Методические приемы: организационный момент, психологический настрой; проблемная ситуация; использование ТСО; слушание аудиозаписи; показ слайдов; загадки; рассматривание игрушки; упражнения на развитие слухового и зрительного восприятия, памяти и внимания; упражнение на развитие графомоторных навыков; упражнения на развитие лексико-грамматических категорий; физминутка; сюрпризный момент; дидактическая кукла «Бабушка-загадушка»; итог занятия.
Ход образовательной деятельности.
Организационный момент.
Логопед. | Что мы сегодня будем делать? |
Дети. | Как всегда мы будем стараться, Внимательно слушать, Отвечать не бояться. |
Психологический настрой.
Логопед. | Если вы будете думать, Прежде, чем ответить, Тогда вам все будет понятно, дети. |
Проблемная ситуация.
Логопед. | Ой, что это за звуки, ребята, вы слышите? |
(Дети предполагают, что это СМС-сообщение на телефоне).
Логопед. | Да, ребята, это нам сообщение. Хотите узнать от кого? | |
Дети. | Да, хотим. | |
Логопед. | Тогда внимательно слушайте. | |
(Читает). | Здравствуйте мои дорогие ребятушки. Пишет вам ваша бабушка-загадушка. Давненько мы не виделись с вами. Опустела моя корзинка с загадками. Приезжайте, да загадки с собой привозите. |
Постановка цели.
Логопед. | Ну что, ребята, бабушка-загадушка зовет нас. Хотите отправиться к ней в гости, да и загадки ей свои привезти? |
Дети. | Да, хотим. |
Логопед. | А живет бабушка-загадушка очень далеко — в стране загадок. А чтобы узнать на чем можно туда добраться, нужно сесть на стульчики, приготовить свои ушки и внимательно послушать. |
Развитие слухового восприятия, памяти, внимания (аудиозапись звуков транспорта: самолета, поезда, парохода, машины).
Логопед. | Так на чем же можно добраться до бабушки? |
(Дети перечисляют средства передвижения по памяти на слух)
Логопед. | А как сказать одним словом, что это? |
Дети. | Транспорт. |
Логопед. | А на чем бы вы хотели отправиться к бабушке-загадушке? |
(Дети рассказывают, на чем они отправятся в путешествие).
Игра «Путешественники». Пополнение словаря по теме.
Дети. | Я отправлюсь в путешествие на самолете. Я отправлюсь в путешествие на поезде. Я отправлюсь в путешествие на пароходе. Я отправлюсь в путешествие на машине. |
Логопед. | Предлагаю вам выбрать один вид транспорта, на котором мы отправимся к бабушке. Для этого нужно отгадать загадку. |
Загадка.
Не летает, не жужжит,
Жук по улице бежит.
И горят в глазах жука
Два блестящих огонька. (Машина)
Логопед. | На чем мы поедем к бабушке-загадушке? |
Дети. | На машине. |
Логопед. | Дорога длинная. По пути мы будем делать остановки. На каждой остановке будем получать конверт с загадками за хорошие ответы и правильно выполненные задания. Ну что, ребята, в добрый путь! |
Физкультминутка.
Дети двигаются по ковру, взяв в руки «руль», медленно вращают его, приговаривая:
Завели машину — Ш-ш! Ш-ш! Ш-ш!
Накачали шину — Ш-ш! Ш-ш! Ш-ш!
Улыбнулись веселей,
И поехали скорей.
Первая остановка.
Дифференциация видов транспорта в зависимости от места передвижения.
Логопед. | Ребята, давайте сделаем здесь остановку. Посмотрите внимательно на картинки. Что это? |
Дети. | Дорога, железная дорога, небо, море. |
Логопед. | Подумайте, на чем можно ездить по земле, по дороге? |
(Дети называют).
Логопед. | Как называется транспорт, на котором можно ездить по земле? |
Дети. | Наземный. |
Логопед. | А на чем можно ездить по железной дороге? |
Дети. | На поезде, на трамвае, на метро. |
Логопед. | Как называется транспорт, на котором можно ездить по железной дороге? |
Дети. | Железнодорожный. |
Логопед. | А чем отличается железнодорожный от наземного? |
Дети. | Железнодорожный транспорт ездит только по железной дороге, где есть рельсы, шпалы, насыпь. |
Логопед. | Подумайте, на чем можно летать? |
(Дети отвечают).
Логопед. | Как называется транспорт, на котором можно лететь по воздуху? |
Дети. | Воздушный. |
Логопед. | Какие средства существуют для передвижения по воде? На чем можно плыть? |
(Дети называют).
Логопед. | Как называется транспорт, на котором можно плыть по воде? |
Дети. | Водный. |
Логопед. | Правильно, в зависимости от места передвижения мы различаем наземный, железнодорожный, воздушный, водный транспорт. |
Упражнение по развитию лексико-грамматической стороны речи.
На столе картинки с изображением различных видов транспорта. На напольном стенде «Колобок» сюжетные картинки с изображением дороги, моря, железной дороги и неба.
Логопед. | Соотнесите предметные картинки с сюжетными. Рассуждайте так: «Машина движется по дороге — это наземный транспорт» и т. д. |
(Самолет, вертолет, аэроплан, грузовик, автобус, самосвал, лодка, катер, корабль, трамвай, поезд, метро).
Логопед. | Вы назвали, на чем можно ездить по земле, лететь по воздуху, плыть по воде. А можно ли ездить под землей? |
Дети. | Да, на метро. |
Логопед. | Какой это вид транспорта? |
Дети. | Подземный. |
(Логопед выставляет еще один символ — подземный вид транспорта и прикрепляет около картинки «Метро»).
Вывод: | Итак, мы вспомнили все виды транспорта в зависимости от места передвижения: наземный, железнодорожный, воздушный, водный, подземный. |
Развитие зрительного восприятия, внимания, памяти.
Игра «Чего не стало?»
Логопед. | Ребята, еще раз, внимательно посмотрите на стенд, постарайтесь запомнить то, что на нем изображено. Теперь закройте глаза. Угадайте, чего не стало? |
(Логопед убирает 2 картинки).
Игра «Что изменилось?»
(Логопед переставляет 2 картинки местами).
Логопед. | Молодцы. Очень постарались. За это получайте конверт с загадкой для бабушки-загадушки. И можем отправляться в путь. |
Физкультминутка.
Дети, взяв в руки «руль» двигаются по ковру и приговаривают:
Завели машину — Ш-ш! Ш-ш! Ш-ш!
Накачали шину — Ш-ш! Ш-ш! Ш-ш!
Улыбнулись веселей,
И поехали скорей.
Логопед. | Ребята, а давайте здесь сделаем следующую остановку. |
Вторая остановка.
Развитие грамматического строя речи.
Дети садятся на стульчики. Логопед включает видеопрезентацию.
Логопед. | Ребята, путешествуя мы с вами увидели разнообразный вид транспорта. А кто управляет транспортом (слайд 1). Составьте предложение по образцу: «Мотоциклом управляет мотоциклист» и т. д. |
(Дети составляют предложение).
Логопед. | Ребята, расскажите куда прибывает (приезжает) транспорт. Исправьте ошибки (слайд 1). |
(Дети с помощью мыши передвигают картинки с изображением транспорта над соответствующей картинкой места прибытия: самолет прибывает в аэропорт и т. д.)
Развитие мышления, внимания, уточнение словаря по изучаемой теме.
Игра «Четвертый лишний»
Логопед. | Ребята, посмотрите внимательно и назовите лишнюю картинку. Объясните свой выбор (слайд 2). |
(Дети выделяют четвертый лишний и объясняют).
Игра «Один — много»
Логопед. | Назовите, каких предметов много на картинке (слайд 3). |
Дети. | Много лодок, машин, самолетов, автобусов, кораблей, трамваев. |
Игра «Веселый счет» | |
Логопед. | Посчитайте предметы (слайд 3). |
Дети. | 1 лодка, 2 лодки, … 5 лодок (машина, самолет, автобус, корабль, трамвай). |
Игра «Закончите предложение» | |
Логопед. | Закончите предложение (слайд 4): «Пассажиры плывут на большом …» |
Дети. | (Смотрят на картинку и договаривают): … пароходе и т. д. |
Логопед. | Молодцы, ребята. И на этой остановке выполнили все правильно. Получайте еще один конверт с загадкой для бабушки-загадушки. И снова в путь. |
Физкультминутка.
Дети двигаются по ковру, приговаривая:
Завели машину — Ш-ш! Ш-ш! Ш-ш!
Накачали шину — Ш-ш! Ш-ш! Ш-ш!
Улыбнулись веселей,
И поехали скорей.
Логопед. | Ребята, давайте сделаем еще одну остановку. |
Третья остановка.
Дети садятся кружочком на ковер.
Пополнение словаря по теме.
Логопед. | Дети отгадайте загадку: Что за птица — Песен не поет, Гнезд не вьет, Людей и груз везет. |
Дети. | Самолет. |
Логопед. | (Достает игрушку «Самолет»). Дети, какие части можно выделить у самолета? |
Дети. | Крылья, корпус, иллюминаторы, хвост, шасси, салон. |
Образование относительных прилагательных.
Игра «Из чего — какой?»
Логопед. | Крылья из какого материала? (из металла). Корпус (из металла). Иллюминаторы (из стекла). Хвост (из металла). Шасси (из резины). В салоне сиденья (из кожи). Все приборы в салоне (из пластмассы). |
Крылья из металла (какие?) — металлические
Руль из пластмассы (какой?) — …
Иллюминаторы из стекла (какие?) — …
Шасси из резины (какие?) — …
Сиденье, обшитое кожей (какое?) — …
Зрительная гимнастика «Веселый самолет».
На палочку привязан самолет. Логопед выполняет движение, сопровождая словами. Дети следят за движением самолета только глазами.
Мы летаем высоко,
Мы летаем низко,
Мы летаем далеко,
Мы летаем близко.
Дыхательная гимнастика.
Вдох — носом, выдох — губы сложить трубочкой и выдохнуть на самолетик (2-3 раза).
Логопед. | Молодцы. И на этой остановке выполнили все правильно. Отправляемся дальше. Не забудьте взять конверт для бабушки-загадушки. |
Физкультминутка.
Дети двигаются по ковру, приговаривая:
Завели машину — Ш-ш! Ш-ш! Ш-ш!
Накачали шину — Ш-ш! Ш-ш! Ш-ш!
Улыбнулись веселей,
И поехали скорей.
Четвертая остановка.
Дети садятся за столы. На столах тетради, простые карандаши, листочки в крупную клетку.
Работа в тетрадях (с. 32, зад. 6)
Игра «Кто чем управляет?»
Дети расставляют цифры и рассуждают так: «Водитель управляет машиной» и т. д.
Развитие графомоторных навыков.
Дети выполняют графический диктант. В конце демонстрируется картина «Машина». Дети печатают имена на листочках и прикрепляют их к магнитной доске.
Логопед. | Молодцы! Возьмите конверт, дети, приготовьтесь двигаться дальше. |
Физкультминутка.
Дети двигаются по ковру дальше, приговаривая:
Завели машину — Ш-ш! Ш-ш! Ш-ш!
Накачали шину — Ш-ш! Ш-ш! Ш-ш!
Улыбнулись веселей,
И поехали скорей.
Логопед. | Ребята, вот мы и прибыли в Страну загадок. И встречает нас наша бабушка-загадушка. |
Пятая остановка. Страна загадок.
Дети садятся на стульчики. На столе дидактическая кукла «Бабушка-загадушка».
Логопед. | Бабушка, какая у тебя интересная корзинка. А что в ней? (достает конверт с загадкой). |
Логопед. | (Читает загадку от бабушки-загадушки): Есть и водный и воздушный, Тот, что движется по суше, Грузы возит и людей. Что это? Скажи скорей! |
Дети. | Транспорт. |
Логопед. | Правильно, молодцы, ребята. Бабушка, а мы тебе свои загадки о транспорте привезли. |
(Дети читают загадки об этом виде транспорта, заранее приготовленные дома).
Сюрпризный момент.
Логопед. | Молодцы, ребята. А бабушка-загадушка приготовила вам свои подарки (достает из корзинки раскраски и раздает детям). |
Логопед. | Ребята, бабушка-загадушка отблагодарила вас за старания и загадки, ну, а нам пора возвращаться в детский сад. Попрощайтесь с бабушкой-загадушкой. |
(Дети прощаются. Говорят ей свои пожелания).
Физкультминутка.
Дети двигаются по ковру дальше, приговаривая:
Завели машину — Ш-ш! Ш-ш! Ш-ш!
Накачали шину — Ш-ш! Ш-ш! Ш-ш!
Улыбнулись веселей,
И поехали скорей.
Итог занятия.
(Дети вернулись к тому месту, где начиналось занятие).
Логопед. | Вот мы и вернулись в детский сад. Понравилось вам наше путешествие? На чем мы путешествовали? Какие задания вам понравились? Какое задание было самым трудным? А какое задание легким? А мне понравились вы, мои дорогие. Мерген за точные ответы, Настя за внимательность, Динара за усидчивость и т. д. |
Автор: Лагутина Светлана Равиковна
Должность: учитель-логопед
Место работы: МДОАУ «Детский сад № 91 «Росинка» комбинированного вида»
Месторасположение: г. Орск, Оренбургская обл., Россия
Дата изменения: 30.04.2021
Дата публикации: 29.11.2014