Название: Творческий отчет «Формирование речевых навыков младших дошкольников через использование пальчиковых игр и заданий по развитию мелкой моторики рук»
Номинация: Детский сад, Методические разработки , Доклады, педсоветы, семинары…, Младшие дошкольники
Автор: Олейник Наталья Александровна
Должность: воспитатель первой квалификационной категории
Место работы: МАДОУ д/с «Берёзка»
Месторасположение: поселок Зеленоборск ХМАО Тюменской обл
Добрый день уважаемые коллеги.
Разрешите представить вашему вниманию опыт работы по теме «Формирование речевых навыков младших дошкольников через использование пальчиковых игр и заданий по развитию мелкой моторики рук»
Я Олейник Н.А. воспитатель детского сада «Березка», имею первую квалификационную категорию.
В 2012 году окончила Северный педагогический колледж по специальности воспитатель детского сада, и руководитель по физическому воспитанию детей дошкольного возраста, в данный момент обучаюсь в Шадринском Государственном педагогическом университете . Стаж работы в ДОУ 7 лет.
Речь является важнейшей психической функцией человека. Речевое общение способствует социальному контакту между людьми, благодаря которому развиваются высшие формы деятельности. Развитие речи – это основной показатель развития детей и главное условие успешности организации разнообразной детской деятельности. Недостатки речи обнаруживаются особенно четко при обучении в школе и могут привести к неуспеваемости, порождают неуверенность в своих силах.
Родителей и педагогов всегда волновали вопросы: как обеспечить полноценное развитие ребенка? как подготовить его к школе? Один из «практических» ответов на оба эти вопроса – развитие у детей мелкой моторики и улучшение координации движений. Учёными была выявлена закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы и наоборот. Начиная работу в группе детей младшего возраста, я обратила внимание на то, что не у всех детей в достаточной мере сформированы такие важные навыки, как координация, сенсорика, ловкость. Большая группа детей быстро утомлялась. Движения детей отличались неловкостью, плохой координированностью, чрезмерной замедленностью или, напротив, импульсивностью. Большинство детей испытывали затруднения в овладении навыками самообслуживания. Многие дети, находясь за столом, разливали содержимое, не успев донести до рта, пачкая стол и одежду. Большое количество детей не могло самостоятельно одеться и раздеться. Часто предметы произвольно выпадали у них из рук.
Также дети испытывали сложности в продуктивной деятельности.. Недостаточное развитие мелкой моторики проявлялось в походке, ручной деятельности, развитии речи. Психолого педагогическая диагностика уровня развития мелкой моторики проведенная на начало 2012-2013 учебного года по методикам Г.А. Волковой и Н.В. Нищевой показывает, что 60% детей имеют низкий уровень развития мелкой моторики , 25 % — средний уровень, высокий уровень 15%. Психолого-педагогическая диагностика развития речи показывает высокий уровень 30%, 60% средний уровень и 10% низки уровень развития речи.
Поэтому проблема «Формирование речевых навыков младших дошкольников через использование пальчиковых игр и заданий по развитию мелкой моторики рук» мне показалась значимой и актуальной, и я подробно занялась ее изучением через самообразование.
Цель моей работы выявить влияние использования пальчиковых игр и заданий по развитию мелкой моторики рук на формирование речи дошкольников
— Для реализации поставленной цели определила следующие задачи:
- Изучить психолого-педагогическую литературу и опыты работ по данной теме.
- Наметить план работы
- Совершенствовать активную речь детей, познавательную активность, посредством развития мелкой моторики пальцев и кистей рук.
- Воспитывать интерес к речетворчеству, народному фольклору, через пальчиковые игры, формировать положительный эмоциональный настрой.
- Обогатить предметно – развивающую среду способствующую всестороннему развитию речи детей и развитию мелкой моторики рук.
- Повысить компетентность родителей в значимости пальчиковых игр, упражнений для развития речи детей дошкольного возраста.
- Определить результативность проделанной работы через использование психолого-педагогического мониторинга по методике Г.А. Волковой и Н.В. Нищевой
Предполагаемый результат
- Повышение уровня развития мелкой моторики воспитанников группы младшего возраста «Улыбка»;
- формирование и становление речевых навыков у воспитанников;
- интеллектуальное и умственное развитие детей;
- пополнение предметно-развивающей среды;
- обогащение родительского опыта в воспитании детей;
- создание в семье благоприятных условий для развития мелкой моторики рук ребенка, учитывая опыт, приобретенный в детском саду.
Исходя из вышесказанного наметила систему работы. Выделила три основных направления:
- Создание благоприятной речевой среды.
- Занятия и совместная деятельность взрослых с детьми.
- Работа с родителями.
В своей работе использую как Традиционные формы работы так и нетрадиционные формы работы:
Игровые упражнения можно разделить на небольшие группы:
• Упражнения для массажа (или самомассажа) рук:
«Массаж подушечек пальцев рук»
«Массаж фаланг пальцев»
«Массаж прижимающий»
«Упражнение с мячом-ёжиком»
«Упражнение с прищепками»
«Самомассаж горохом»
«Горох и фасоль»
«Колечки»
«Гладь мои ладошки, ёж»
• Упражнения, развивающие координацию движений пальцев рук:
«Цепочки», «Поочерёдное соединение всех пальцев», «Ножки», «Соединение одноимённых пальцев», «Пианист», «Пальчики кивают», «Горошки»,
• Упражнения, развивающие взаимодействие между полушариями мозга:
«Ладонь – кулак», «Поочерёдное соединение всех пальцев», «Ножки» ,
• Упражнения с различными предметами( требуют каких-то предметов, которые почти всегда есть в обиходе):
«Упражнение с мячом-ёжиком», «Упражнение с прищепками», «Упражнение с эспандерами», «Упражнение с пробками», «Узловка», «Упражнение с чётками», «Упражнение с бусами», «Упражнение со счётными палочками», «Комканье платка», «Горох и фасоль», «Все узлы переберу», «Волшебные орешки»,
• Гимнастика для пальцев:
«Щелчки», «Потягивание за кончики пальцев»
• Игры с пальчиками без предметов с речевым сопровождением. Упражнения без предметов можно использовать где и когда угодно (дома, в транспорте, где нечем занять ребёнка).
Стихи, сопровождающие упражнения, — это та основа, на которой формируется и совершенствуется чувство ритма. Они учат слышать рифму, ударения, делить слова на слоги.
Для систематичности в работе по применению пальчиковых игр использую перспективный план, составленный с учетом лексических тем
Начиная сначала учебного года ежедневно в планы воспитательно-образовательной работы включались и проводились пальчиковые игры, массаж пальцев и ладоней. Для начала осваивались легкие упражнения с пальчиками: « Кошечка», « Коза рогатая», « Петушок», «Зайчики пушистые», « Пчелки».
Постепенно игры с пальчиками стала усложнять и вводить координацию движения кисти рук: « Волны», « Рыбки», « Замок «Корзинка», « Ежик», «Лодочка», « Паучок», « Воздушный шарик» и т. д.
Вторым этапом стало введение на занятиях работы с соленым тестом.
Дети играют с тестом легко, непринужденно, даже застенчивые дети проявляют себя активно в общении со сверстниками. И при этом отрабатываются приемы лепки, развивается моторика пальцев рук. Соленое тесто — экологически чистый продукт, нежно воздействует на активные точки, как бы массажируя руки. Дети с удовольствием лепят из соленого теста.
Далее ввела экспериментальную деятельность, а именно экспериментирование с песком, водой, снегом, льдом, что помогает в развитии чувствительности кончиков пальцев.
Постепенно вводилась работа с предметами и материалом (ножницы, пластилин, конструктор, прищепки, бусины, крупы и др.)
Выполняя пальцами мелкую работу, ребенок не только вырабатывает ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности, но и развивает речь. К тому же игры с мелкими предметами очень полезны для улучшения остроты зрения.
Так же в работе использую различные виды театра.
Выкладывание геометрических фигур и изображение предметов с помощью счетных палочек и спичек (индивидуальная работа)
Упражнения в обводе контуров предметов. Рисование по трафаретам, закрашивание контурных предметов ровными линиями и точками. Штриховка вертикальная. Рисование несложных геометрических фигур, букв в воздухе и на столе ведущей рукой, затем другой рукой и обеими руками вместе; поочередное рисование каждым пальцем одной, затем другой руки.
Конструирование и работа с мозаикой, пазлами.
В своей работе использую так называемые домашние дела: перемотка ниток; завязывание и развязывание узелков; уход за срезанными и живыми цветами; водные процедуры, переливание воды (мытье посуды, стирка кукольного белья; собирание разрезных картинок, ягод; разбор круп, .плетение
Работа с родителями
Сознавая, что проблемы развития речи и мелкой моторики не возможно решить без единства с семьей, уделяю особое внимание работе с родителями. Составила перспективный план, Родители – активные помощники в организации образовательного процесса. Стараюсь максимально привлечь родителей к активному участию, добилась полного осознания проблемы и активного стремления. Проведено анкетирование родителей: «Что такое мелкая моторика? Как её развивать?», родительское собрание «Мелкая моторика в развитии речи детей», семинар практикум «Пальцы помогают говорить» консультации: «Значение пальчиковых игр в развитии речи детей дошкольного возраста», «Зависимость развития речи от использования пальчиковых игр», «Играем пальчиками — развиваем речь» (значение мелкой моторики), «Как, и при каких условиях формируется речь детей четвертого года жизни» Информирую родителей о состоянии речи их детей. Широко использую информацию в родительских уголках, оформил папки: «ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ по развитию мелкой моторики рук у детей с использованием подручного материала», «Мелкая моторика. Гимнастика для пальчиков», , «Пальчиковые игры», «Сборник игр по развитию мелкой моторики рук», «ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ по использованию массажера су-джок», которые обновляются по мере изучения игр. Провела родительское собрание, разработала рекомендации и памятки в которых прописывала о необходимости давать детям больше самостоятельности при одевании (застегивать, расстегивать молнии, пуговицы), т.к эти действия являются базовым, они формируют ручную умелость. Например: «Как играть в пальчиковую игру?», «Пальчиковые игры для развития речи дошкольников» и др.
Родители активно участвуют в семинарах – практикумах с участием детей «Играем пальчиками и развиваем речь», где на практике учатся выполнять те или иные игры и упражнения. Предлагаю в домашнее пользование специальную литературу по развитию мелкой моторики рук.
Результатом работы считаю что: работа по развитию мелкой моторики рук способствовала повышению умственной деятельности ребенка, психических процессов (внимание, память), развили речевые способности детей, коммуникабельность и т. д.. Психолого-педагогическая диагностика уровня развития мелкой моторики на конец 2012-2013 учебного года, проведенная по методикам Г.А. Волковой и Н.В. Нищевой показывает, что низкий уровень развития мелкой моторики 15 %, 50 % — средний уровень, высокий уровень 35%.
Результат диагностики развития речи следующий : высокий уровень 80%, 15% средний уровень и 5% низки уровень развития речи.
Для себя сделала вывод, что разнообразие пособий вызвали у детей интерес к пальчиковым играм, активизировались творческие способности. Кисти рук и пальцев у детей приобрели силу, хорошую подвижность и гибкость, что в дальнейшем облегчит овладение навыком письма. У многих воспитанников наблюдается положительная динамика уровня развития речи, что позволяет сделать вывод о стабильности полученных результатов. У детей улучшилось звукопроизношение, и обогатилась лексика.
Для многих родителей уже не представляет секрета тот факт, что умственное развитие ребенка и постановка его речи очень сильно зависит от развитости мелкой моторики.
Родители уделяют должное внимание развитию координации руки и используют для этого пальчиковые игры, оказывают посильную помощь в создании речевой среды в группе и создали речевую среду дома.
Таким образом, целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики руки у детей дошкольного возраста при тесном взаимодействии с родителями, а также слаженная и умелая работа пальчиков детей помогает развиваться речи и интеллекту, оказывает положительное воздействие на весь организм в целом, готовит непослушную ручку к письму. Осознавая всю важность пальчиковых игр и упражнений хочу работу в данном направлении продолжить.
Перспектива на будущее
- Продолжить начатую работу «Формирование речи дошкольников через использование пальчиковых игр и заданий по развитию мелкой моторики рук»
- Обогащать предметно-развивающую среду нетрадиционными играми и пособиями для развития мелкой моторики рук
- Продолжать взаимодействие с родителями
- Планирую начать работу по клеткам (зрительные и слуховые диктанты), освоить горизонтальную и наклонную штриховку, рисование “петелькой” и “штрихом” (упражнения выполняются только простым карандашом)
- Освоение ремесел: шитье, вышивание, вязание, плетение, работа с бисером и др.
Дата изменения: 09.04.2017
Дата публикации: 09.04.2017