Цель: уточнить уровень знаний детей за 1 полугодие по образовательной области «Коммуникативность» (обучение грамоте)
Задачи:
- Уточнить знания детей о классификации звуков: гласные и согласные, в определении места звука в слове, подборе слов на заданный звук.
- Оценить умения детей оперировать со схемой слова и предложения.
- Выявить уровень умения изменять существительные в числе, роде.
- Показать умения детей в словообразовании — образовывать прилагательные от существительного (медведь — медвежий и т. д.), подборе действий предмета.
- Развивать речь, внимательность.
- Воспитывать доброту, чувство сострадания, желание помочь тем, кому трудно.
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Социализация», «Художественная литература», «Здоровье».
Оборудование:
- Мультимедиа.
- Карточки для определения схемы слова.
- Мяч.
- Корзинка с игрушками: мяч, машинка, звонок, часы, книга, колесо, телефон, погремушка, цветок.
Ход занятия
Воспитатель:
Слайд1, 2
— Ребята, знаете ли вы сказку «Царевна-лягушка»?
Из-за того, что Иван-царевич сжег лягушечью кожу. Василиса Премудрая досталась Кощею Бессмертному, который жил в тридевятом царстве, тридесятом государстве.
Иван-царевич отправился в дальний путь искать Василису Премудрую. Дорога была долгой. Пришел он в лес, да и заблудился…
Слайд 3
Как стал кричать Иван-царевич? (Ау!)
— Какой первый звук? (А)
— Что мы о нем знаем? (Он гласный)
— Какой второй звук ? (У)
— Что мы о нем знаем? (Он тоже гласный)
— Какие еще гласные звуки вы знаете? (О, и, ы, э)
— Почему они гласные? (Тянутся, нет преграды при произношении)
Они образуют слог, придают твердость или мягкость согласным звукам.
Слайд 4
— Помогите Ивану-царевичу выбраться из темной лесной чащи.
— Посмотрите на слайд и найдите буквы, которые обозначают гласный звук.
— Какие буквы остались? (Согласные)
А, О, Э, Я, Ю, Ы, У, С, П, К, Н, Р, |
— Почему мы их называем согласные? (Шипят, рычат, свистят, требуется помощь язычка, есть преграда в произношении)
Слайд 5.
Воспитатель:
— Долго ходил Иван-царевич, проголодался, стал искать себе пищу, да вот что нашел.
(Карточки-схемы слов)
— Что это? (Схемы слов)
— Каких слов? (Коротких, длинных)
Дети садятся за столы на столах карточки.
Найдите на карточке слова к схемам проведите стрелочку.
— Назовите первый звук, последний.
— Сколько звуков в слове?
— Сколько гласных? Согласных?
— Раздели слово на слоги.
— Иван-царевич шел, шел, устал. И мы с вами немного отдохнем. Поиграем в игру с мячом.
ФИЗМИНУТКА
Игра с мячом в кругу
— Измени мое слово так, чтобы оно обозначало много предметов.
Стол-, день-, кот-, голубь-, стрела-, цветок-, ягода-, лапа-, дворец-, ковер-….
Слайд 6.
А сейчас, мы узнаем, кого увидел Иван-царевич на берегу реки.
Дети читают слово по слогам и составляют к этому слову схему.
РЫ-БА — оставь схему к слову.
А как называется эта рыба?
щу-ка— звуковой анализ слова
— Молодцы! Выбрались мы из этого болотистого места. Помогли и Ивану- царевичу.
Слайд 7.
— Отправился Иван-царевич дальше. А впереди болото, пройдя по кочкам, мы сможем быстрее добраться до царства Кощея.
— Надо прочитать слог и договорить его до целого слова (КО-…коза, МА- мама, и т. д.)
Воспитатель:
— Скоро сказка — сказывается, да нескоро дело — делается. Продолжает Иван- царевич поиски своей Василисы Премудрой. Идет по дороге, торопиться! А мы с вами поиграем в слова.
— Образуйте новое слово, которое отвечает на вопрос, какой?
Из слов существительных дети образовывают новые слова (прилагательные.
Слайд 8.
Медведь -…медвежий; хлеб — хлебный, ….
Лимон -…., лиса -…., звезда -…., дерево -…,
Часы -…, окно — …, дождь -… .
Работа над словообразованием (изменение окончания).
По картинкам-карточкам
— голубое блюдце, черный шарф, синее платье, красный мак, зеленая груша, красное яблоко, белый голубь, зеленый лист, белый мел, желтая репа.
— Кощей понял, что к нему идет Иван-царевич и стал еще больше злиться, все дорожки перепутал. Остановился Царевич, не знает, куда путь держать.
— А мы тут как тут! На помощь пришли.
— Найдите место звуку (В) в словах.
Слайд 9.
Слива — в середине, вилы — вначале, обувь-…, ворота-…, вертолет-…, телевизор-… дерево-…, ведро-…, трава-…, волк-… .
Слайд 10.
— Вот и замок показался вдали. Кощею скоро погибель будет. Уже совсем скоро и Василису Премудрую спасем!
— Пройди по мостику, назови слово, в котором есть звук (К) , (дети по очереди называют слова).
— Молодцы!
— Посмотрите, какие вещи нам оставил Кощей.
Дети в корзинке находят игрушки.
— Подберите действия к предметам, которые в корзине, и мы сможем найти смерть Кощея и спасти Василису Премудрую
Мяч — лежит, машина — едет, звонок — звенит, часы — (…) , книга (…), колесо (…), цветок (…), погремушка (…) .
Слайд 11.
— Смотрите, вот яйцо — это смерть Кощея.
Осталось только найти в замке Василису Премудрую и отправиться в обратный путь. А вот и она.
Слайд 12.
Посмотрите, что написала нам Василиса Премудрая.
Прочитайте, что тут написано.
Спасибо, дорогие ребята!
Теперь Иван-царевич и Василиса Премудрая будут жить — поживать и добро наживать.
ИТОГ:
— Вы славно потрудились, и помогли Ивану-царевичу.
— А нам пора в детский сад.
— У нас в книжном уголке появилась книга с русскими сказками и в этом сборнике есть сказка «Царевна —лягушка»
— А сегодня, после прогулки, перед обедом, мы сможем посмотреть мультфильм «Царевна-лягушка»
Название: Конспект проверочного занятия по обучению грамоте детей «Увлекательное путешествие с Иваном — царевичем»
Автор: Кирилюк Елена Валентиновна
Должность: воспитатель, высшая квалификационная категория
Место работы: МБДОУ ДСКВ №23 «Гуси- лебеди»
Месторасположение: г. Нижневартовск, Тюменская область, ХМАО-Югра, Россия
Дата изменения: 26.09.2020
Дата публикации: 10.08.2014