Конспект проверочного занятия по обучению грамоте детей «Увлекательное путешествие с Иваном-царевичем»

Цель: уточнить уровень знаний детей за 1 полугодие по образовательной области «Коммуникативность» (обучение грамоте)

Задачи:

  • Уточнить знания детей о классификации звуков: гласные и согласные, в определении места звука в слове, подборе слов на заданный звук.
  • Оценить умения детей оперировать со схемой слова и предложения.
  • Выявить уровень умения изменять существительные в числе, роде.
  • Показать умения детей в словообразовании — образовывать прилагательные от существительного (медведь — медвежий и т. д.), подборе действий предмета.
  • Развивать речь, внимательность.
  • Воспитывать доброту, чувство сострадания, желание помочь тем, кому трудно.

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Социализация», «Художественная литература», «Здоровье».

Оборудование:

  1. Мультимедиа.
  2. Карточки для определения схемы слова.
  3. Мяч.
  4. Корзинка с игрушками: мяч, машинка, звонок, часы, книга, колесо, телефон, погремушка, цветок.

Ход занятия

Воспитатель:

Слайд1, 2

— Ребята, знаете ли вы сказку «Царевна-лягушка»?

Из-за того, что Иван-царевич сжег лягушечью кожу. Василиса Премудрая досталась Кощею Бессмертному, который жил в тридевятом царстве, тридесятом государстве.

Иван-царевич отправился в дальний путь искать Василису Премудрую. Дорога была долгой. Пришел он в лес, да и заблудился…

Слайд 3

Как стал кричать Иван-царевич? (Ау!)

— Какой первый звук? (А)
— Что мы о нем знаем? (Он гласный)

— Какой второй звук ? (У)
— Что мы о нем знаем? (Он тоже гласный)

— Какие еще гласные звуки вы знаете? (О, и, ы, э)

— Почему они гласные? (Тянутся, нет преграды при произношении)

Они образуют слог, придают твердость или мягкость согласным звукам.

Слайд 4

— Помогите Ивану-царевичу выбраться из темной лесной чащи.

— Посмотрите на слайд и найдите буквы, которые обозначают гласный звук.

— Какие буквы остались? (Согласные)

А, О, Э, Я, Ю, Ы, У, С, П, К, Н, Р,

— Почему мы их называем согласные? (Шипят, рычат, свистят, требуется помощь язычка, есть преграда в произношении)

Слайд 5.

Воспитатель:

— Долго ходил Иван-царевич, проголодался, стал искать себе пищу, да вот что нашел.

(Карточки-схемы слов)

— Что это? (Схемы слов)

— Каких слов? (Коротких, длинных)

Дети садятся за столы на столах карточки.

Найдите на карточке слова к схемам проведите стрелочку.

— Назовите первый звук, последний.

— Сколько звуков в слове?

— Сколько гласных? Согласных?

— Раздели слово на слоги.

— Иван-царевич шел, шел, устал. И мы с вами немного отдохнем. Поиграем в игру с мячом.

ФИЗМИНУТКА

Игра с мячом в кругу

— Измени мое слово так, чтобы оно обозначало много предметов.

Стол-, день-, кот-, голубь-, стрела-, цветок-, ягода-, лапа-, дворец-, ковер-….

Слайд 6.

А сейчас, мы узнаем, кого увидел Иван-царевич на берегу реки.

Дети читают слово по слогам и составляют к этому слову схему.

РЫ-БА — оставь схему к слову.

А как называется эта рыба?

щу-ка— звуковой анализ слова

— Молодцы! Выбрались мы из этого болотистого места. Помогли и Ивану- царевичу.

Слайд 7.

— Отправился Иван-царевич дальше. А впереди болото, пройдя по кочкам, мы сможем быстрее добраться до царства Кощея.

— Надо прочитать слог и договорить его до целого слова (КО-…коза, МА- мама, и т. д.)

Воспитатель:

— Скоро сказка — сказывается, да нескоро дело — делается. Продолжает Иван- царевич поиски своей Василисы Премудрой. Идет по дороге, торопиться! А мы с вами поиграем в слова.

— Образуйте новое слово, которое отвечает на вопрос, какой?

Из слов существительных дети образовывают новые слова (прилагательные.

Слайд 8.

Медведь -…медвежий; хлеб — хлебный, ….

Лимон -…., лиса -…., звезда -…., дерево -…,

Часы -…, окно — …, дождь -… .

Работа над словообразованием (изменение окончания).

По картинкам-карточкам

— голубое блюдце, черный шарф, синее платье, красный мак, зеленая груша, красное яблоко, белый голубь, зеленый лист, белый мел, желтая репа.

— Кощей понял, что к нему идет Иван-царевич и стал еще больше злиться, все дорожки перепутал. Остановился Царевич, не знает, куда путь держать.

— А мы тут как тут! На помощь пришли.

— Найдите место звуку (В) в словах.

Слайд 9.

Слива — в середине, вилы — вначале, обувь-…, ворота-…, вертолет-…, телевизор-… дерево-…, ведро-…, трава-…, волк-… .

Слайд 10.

— Вот и замок показался вдали. Кощею скоро погибель будет. Уже совсем скоро и Василису Премудрую спасем!

— Пройди по мостику, назови слово, в котором есть звук (К) , (дети по очереди называют слова).

— Молодцы!

— Посмотрите, какие вещи нам оставил Кощей.

Дети в корзинке находят игрушки.

— Подберите действия к предметам, которые в корзине, и мы сможем найти смерть Кощея и спасти Василису Премудрую

Мяч — лежит, машина — едет, звонок — звенит, часы — (…) , книга (…), колесо (…), цветок (…), погремушка (…) .

Слайд 11.

— Смотрите, вот яйцо — это смерть Кощея.

Осталось только найти в замке Василису Премудрую и отправиться в обратный путь. А вот и она.

Слайд 12.

Посмотрите, что написала нам Василиса Премудрая.

Прочитайте, что тут написано.

Спасибо, дорогие ребята!

Теперь Иван-царевич и Василиса Премудрая будут жить — поживать и добро наживать.

ИТОГ:

— Вы славно потрудились, и помогли Ивану-царевичу.

— А нам пора в детский сад.

— У нас в книжном уголке появилась книга с русскими сказками и в этом сборнике есть сказка «Царевна —лягушка»

— А сегодня, после прогулки, перед обедом, мы сможем посмотреть мультфильм «Царевна-лягушка»

Название: Конспект проверочного занятия по обучению грамоте детей «Увлекательное путешествие с Иваном — царевичем»
Автор: Кирилюк Елена Валентиновна
Должность: воспитатель, высшая квалификационная категория
Место работы: МБДОУ ДСКВ №23 «Гуси- лебеди»
Месторасположение: г. Нижневартовск, Тюменская область, ХМАО-Югра, Россия

Дата изменения: 26.09.2020
Дата публикации: 10.08.2014




Опубликовано в разделах:




Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *