Влияние проектно-исследовательской деятельности и участия в очных конкурсах МАН «Интеллект будущего» на творческий рост учеников

Овчинникова Полина Михайловна
учитель физики
МКОУ Бобровская СОШ №2
г. Бобров

Одарённые дети — уникальная составляющая, очень ценная, но весьма хрупкая часть нашего общества.

Я согласна с мнением А.И.Савенкова: «…сколько бы специальных школ и классов для одаренных мы ни создавали, значительная часть этих детей учится, и будет учиться в „обычных“, „нормальных“, „массовых“ школах».

Действительно, детей, обладающих потенциальными возможностями, и в нашей обычной школе достаточно. На своем педагогическом пути я всегда встречала детей, которых отличает исключительная успешность обучения. Им важны принципиальные вещи, широкий охват материала, жажда открытия, стремление проникнуть в самые сокровенные тайны бытия, склонность к исследованиям, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать истину.

Поэтому так важно именно в школе выявить всех, кто интересуется различными областями науки и техники, помочь им претворить в жизнь свои планы и мечты, вывести школьников на дорогу поиска в науке, в жизни, помочь наиболее полно раскрыть свои способности.

В школе в рамках программы «Одарённые дети» создано научное общество учащихся «Интеллектуал«,работа которого направлена на реализацию и внедрение ФГОС, выявление одаренности и индивидуальных способностей детей, создание условий для реализации их способностей, интересов и желания участвовать в проектно-исследовательской деятельности. Каждый из них включается в активный познавательный процесс, самостоятельно формулирует учебную проблему, осуществляет сбор информации, планирует варианты решения проблемы, делает выводы, анализирует свою деятельность, приобретая новый учебный и жизненный опыт.

Прикладной характер исследовательской деятельности, практическая направленность выбираемых исследований привлекают и делают проекты лично значимыми для учащихся. Поэтому ежегодно ребята могут продемонстрировать свои работы на уровне школьных научно-практических конференций. Особенностью нашей школы является сотрудничество с высшими учебными заведениями нашей Воронежской области. Одаренные дети становятся участниками региональных конференций, организованных различными высшими учебными заведениями: Воронежский государственный университет (физический факультет), Воронежский государственный университет инженерных технологий, Воронежский государственный архитектурно-строительный университет. Наиболее значимым для меня и моих учеников стало участие во Всероссийском заочном конкурсе «Юность. Наука. Культура» в 2012-2013 году. Три ученика впервые вышли на такой серьезный уровень: Авдеев Алексей, ученик 10 класса, Бокарев Владимир и Шустов Михаил — ученики 9 класса. За свои работы в области технического творчества ребята стали лауреатами 1 и 2 степени заочного конкурса. Работы ребят прошли рецензию, даны рекомендации, пожелания экспертов. И этот заочный конкурс подарил нам возможность стать участниками очных XXVIII и XXIX Всероссийских конференций учащихся «Юность. Наука. Культура», которые проводились в Обнинске, пансионат «Бекасово». Ребята стали не просто участниками, а победителями в секции «Астрономия и техническое творчество». Все ученики получили дипломы победителей.

Алексей перед участниками конференции представлял собранную своими руками музыкальную установку для скутера. Ярко, с помощью презентации, он рассказал о целях, задачах, которые ставил перед собой, об этапах выполнения работы, продемонстрировал установку в действии. Алексей учел пожелания, которые высказали эксперты в заочном этапе, и уже в апреле, на открытой конференции он представляет, усовершенствую установку, которая имеет больше преимуществ: возможность прослушивать радио;

слушать музыку с USB и CD-card носителей, а так же через AUX-выход.

Отвечая на вопросы членов жюри, участников конференции, Алексей признался, что после изготовления, как только усилитель прошел испытания, он принес ему радость открытия, удовлетворения. Алексей также убедился, что хотя это и не совсем просто, но всё-таки можно изготовить усилитель своими руками. Его конструкция — малогабаритная (для удобства езды по городу), способная работать от любого источника (МР3-плеера, телефона, планшета и т. д.), радует его и удивляет прохожих.

Бокарев Владимир — победитель очных XXVIII и XXIX Всероссийских конференций учащихся «Юность. Наука. Культура». На конференциях им представлены две работы «Можно ли создать робота своими руками», «Микроконтроллеры и их применение». Владимира с самого начала изучения физики всегда интересовала радиоэлектроника. Он познакомился с различными конструкциями на микросхемах, предложенными в Интернете, изучил первые чертежи человекоподобного робота, выполненные Леонардо да Винчи, а также другими учеными.

Понимая, что детали для данных конструкций можно не найти, продумывает свои конструкции из более доступных деталей.

Ему удается создать робота, который конструктивно выполнен в форме таракана, способен передвигаться за источником света. В качестве источника питания он использовал аккумулятор напряжением 1,5 вольта. В качестве источника света — фонарик с лампой накаливания.

Владимир продемонстрировал участникам конференции 2 режима работы робота:

Первый вариант поведения — поиск источника света (светофил). Второй вариант поведения — светобоязнь (фотофобик).

Рассказал об исследованиях при передвижении робота в зависимости от расположения светового пятна.

Работа вызвала интерес у членов жюри и участников конференции, отвечая на их вопросы, Владимир поделился планом усовершенствования робота:

1. Для упрощения смены режимов работы необходимо установление переключателей.

2. Для работы устройства в любых условиях необходимо установление инфракрасных фотодиодов.

Шустов Михаил, ученик 9 класса, победитель очных XXVIII и призер XXIX Всероссийских конференций учащихся «Юность. Наука. Культура». В работе XXVIII конференции он представлял проблему возможности создания электронной сигнализации своими руками. С помощью презентации раскрыл историю создания электронной сигнализации, устройство и принцип действия простейшей охранной сигнализации. Рассказал об этапах выполнения работы. Он не только изготовил, но и сумел понять недостатки предложенной схемы, один из них: значительное токопотребление (около 10 мА) в режиме ожидания. При таком условии гальванический элемент быстро разряжается, и в самый ответственный момент схема может подвести. Также им предложен способ усовершенствования электронной сигнализации на основе использования самодельного блока питания. Его работа вызвала большой интерес. Отвечая на вопросы членов жюри и участников конференции, Михаил указал, что предложена схема, которая содержит самые простые детали, которые можно найти в любом советском телевизоре. Трансформатор 220-9 (12) В, выпрямительные диоды (из телевизионного блока питания), конденсатор ёмкостью 2000 мкФ, стабилитрон — любой типа Д814Г. Блок питания позволит сигнализации быть всегда в режиме готовности, при этом не будет такой проблемы как замена батарей.

Успешная защита своих работ, доброжелательная обстановка при проведении конференции, творческие встречи с выдающими деятелями, прекрасная организация данного мероприятия, все продумано и организовано так замечательно, что захотелось принять участие снова. В следующем, 2013-2014 году победителями и призерами заочного конкурса стали: Карпов Михаил, ученик 9 класса («GSM сигнализация»), ученики 10 класса: Бокарев Владимир («Микроконтроллеры и их применение»), Шустов Михаил («Цветомузыкальная установка»), Караханов Арслан («Летающее крыло своими руками»). Ученики 10 класса стали участниками очной XXIX Всероссийских конференций учащихся «Юность. Наука. Культура».

Бокарев Владимир развивает интерес к радиоэлектронике, осознает, что возможности транзисторов и КМОП микросхем освоены. Он решил познакомиться с микроконтроллерами.

На конференции он рассказывает об истории и свойствах микроконтроллеров, создании устройства на основе МК.

Показал работу программатора, демонстрируя игру «Крестики-нолики на микроконтроллере». Пояснил, что это, хоть и электронная, но всего лишь игрушка. Поэтому создает другое устройство под названием «Приемник для пульта дистанционного управления». Это устройство принимает сигналы от обычного телевизионного пульта ДУ. На выходе установлена вилка PLS, для подключения к нему как модуль индикации, так силовой модуль с реле, к которым можно подключить любые приборы в доме: от освещения в комнате до автоматических шторок. Владимир признает, что это устройство на шаг приблизило его к созданию «умного дома», чем планирует заняться в будущем.

Караханов Арслан в своей работе рассматривает проблему создания летающего крыла своими руками. Его первой авиамоделью был самолёт-тренер, который обучил его основам управления авиамоделью.

Участникам конференции Арслан рассказывает о своей цели: создание беспилотного летательного аппарата, который сможет поднимать в воздух большую полезную нагрузку.

С помощью презентации он раскрывает особенности различных конструкций, новые технологии изготовления авиамоделей.

В своей работе он показывает технологию изготовления конструкции, в основе которой лежат силовые элементы в виде лонжеронов, они делают её прочной и придают плоско-выпуклый профиль. Двигатель спрятан внутрь крыла, что улучшило аэродинамику, а так же помогло избежать задней центровки, но требует создание системы воздушного охлаждения двигателя. Размах крыла в 1,5 метра позволяет рационально расположить всю электронику внутри. Проблема неустойчивого полёта по курсу была решена установкой винглетов. Ему удалось создать действующую авиамодель летающего крыла. Видеозапись полетов удивила членов жюри и участников конференции.

По итогам конференции Арслан и Владимир стали победителями, им вручены дипломы 1 степени, Михаилу вручен диплом 2 степени. Впечатления от конференции — незабываемые.

Эта победа стала стимулом к участию в других Всероссийских конкурсах. Опыт участия в очных конференциях «ЮНК» бесценен. Арслан, Владимир и Михаил — ученики из одного класса, они помогают друг другу, именно поэтому стали призерами Всероссийского конкурса региональных школьных проектов «Система приоритетов» в рамках программы «Лифт в будущее» Благотворительного фонда «Система». Летом, с 23июня по 10 июля 2014 года, Михаил и Арслан по приглашению стали участниками летней научно-образовательной школы «Лифт в будущее» во Владимире. Ребята награждены дипломами за активное участие в работе летней научно-образовательной школы. Многое узнали, создали, усовершенствовали. Арслана пригласили к участию в работе летней научно-образовательной школы на 3 поток в августе в Подмосковье в качестве руководителя группы. Владимир стал победителем Всероссийского этапа конференции индивидуальных исследовательских проектов, выполняемых школьниками при научном консультировании ученых-членов Международной ассоциации строительных вузов.

Эти ребята — сейчас выпускники. Несмотря на занятость, они продолжают заниматься техническим творчеством, совершенствуя свои знания каждый в своем направлении. И, конечно, мечтаем принять участие в юбилейной XXX Всероссийской конференции учащихся.

Мне приятно осознавать, что напряженная, постоянная работа по развитию одаренности через активную творческую деятельность приносит свои плоды, мои учащиеся радуют своей творческой деятельностью, а в некоторых случаях превосходят своего учителя. «В этом и есть самая высшая заслуга учителя, его продолжение…»

Автор: Овчинникова Полина Михайловна
Должность: учитель физики
Место работы: МКОУ Бобровская СОШ №2
Месторасположение: г. Бобров

Дата изменения: 21.11.2014
Дата публикации: 21.11.2014




Опубликовано в разделах:




Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *