Задачи:
- Раздел «Здоровье»:
— закреплять у ребёнка позитивное отношение к выполнению игровых заданий;
— закреплять умение распознавать эмоциональные состояния куклы;
— продолжать развивать у ребенка общую и мелкую моторику; тактильно-двигательное осязательное восприятие;
— развивать точность целенаправленных движений.
- Раздел «Социальное развитие»:
— закреплять у ребенка умение осуществлять совместную деятельность с педагогом, основанную на навыках сотрудничества;
— продолжать воспитывать у ребенка желание помочь герою игры в трудной ситуации.
- Раздел «Познавательное развитие»:
— закреплять умения ребёнка узнавать и показывать домашних животных по слову;
— закреплять умения различать диких и домашних животных;
— продолжать развивать у ребенка графомоторную функцию;
— продолжать учить сличать игрушку с картинкой;
— закреплять знание четырех основных цветов;
— учить дифференцировать строительные детали на кубики и кирпичики;
— продолжать развивать навыки конструирования
- Раздел «Коммуникация»:
— продолжать развивать у ребёнка слуховое восприятие;
— продолжать учить поддерживать диалог, реагировать на вопросы при помощи невербальных средств общения;
— учить использовать звукоподражание в качестве обозначения домашнего животного;
— продолжать развивать понимание речи и умение отвечать на вопросы.
Оборудование и игровые материалы:
Демонстрационный материал: домик, кукла, игрушки домашних и диких животных, игрушечные деревья, схематические изображения артикуляционных упражнений, игра на развитие ручной моторики «молоток и гвозди».
Раздаточный материал: картинки домашних животных, простой карандаш, цветные карандаши (4 цвета),контурное изображение заборчика, строительные детали (кубики, кирпичики одного цвета), индивидуальное зеркало, салфетка.
Методы и приемы:
- игровая мотивация;
- игровые упражнения и задания;
- образец;
- объяснение;
- вопросы;
- повторение ответа;
- показ;
- практическая помощь.
Предварительная работа:
- изучение лексической темы «Домашние животные», «Дикие животные»;
- игры на знание цветов;
- упражнения на развитие эмоций;
- игры на соотнесение игрушек с их изображением;
- штриховка, обводка, рисование.
Работа с родителями:
- индивидуальные беседы с родителями о проведении совместных игр с ребенком по закреплению цвета, формы и величины геометрических фигур и форм;
- беседы и чтение художественной литературы с ребенком о времени года зима;
- наблюдения на прогулке за свойствами снега.
Ход совместной игровой деятельности:
- Организационный момент и создание эмоционально-положительного настроя.
Дефектолог: — Никита, посмотри, кто нас ждет? Это девочка Маша. Она очень рада тебя видеть!
(на столе стоит домик, деревья, дикие и домашние животные, кукла-девочка)
Ребёнок улыбается, машет кукле рукой (или кивает головой).
Дефектолог: — Покажи, где живёт Маша?
Ребёнок показывает на домик.
Дефектолог: — У Маши есть домашние животные. Хочешь с ними познакомиться?
Ребёнок положительно реагирует.
Педагог раскладывает перед ребенком картинки с изображением домашних животных (кошка, собака, корова, лошадь, коза, баран, поросенок): — Покажи, где корова? Покажи, где собака? И т. д. по всем картинкам.
Ребёнок показывает соответствующие картинки.
Дефектолог: — У Маши домашние животные в лесу заблудились. Давай поможем их найти и привести к домику Маше. А помогут нам картинки.
Педагог показывает ребёнку по одной картинке: — Найди это животное.
Ребёнок находит соответствующее картинке домашнее животное и ставит его рядом с домиком.
Дефектолог: — А как корова (кошка, собака, коза, барашек, лошадка) кричит, Машу зовёт?
Ребёнок показывает звукоподражанием, как кричат домашние животные.
Дефектолог: — Маша загрустила, вдруг ее домашние животные опять в лес убегут. Просит нас помочь. Давай построим заборчик вокруг дома.
Ребёнок положительно реагирует на предложение.
Артикуляционная гимнастика.
Дефектолог: — Покажем Маше как наш язычок тоже умеет строить заборчик. Педагог рассказывает сказку о веселом язычке, сопровождая ее выполнением упражнений. (Утром язычок проснулся и потянулся («Иголочка»)). Вправо, влево повернулся («Часики»). Выглянул в окошко, посмотрел – не идёт ли дождик, нет ли луж на дорожках («Качели»). Решил язычок построить заборчик, принялся за работу («Чистим зубки»). Ах, какой красивый получился заборчик! («Заборчик»)
Ребенок выполняет упражнения самостоятельно или по подражанию.
Дефектолог: — А теперь мы нарисуем заборчик.
Педагог дает ребенку лист с контурным изображением забора.
Ребенок простым карандашом обводит заборчик по контуру и раскрашивает цветным карандашом (педагог сопровождает действия ребенка по выбору карандаша из четырех основных цветов игрой)
Дефектолог: — Маше очень понравился твой рисунок. Она спрашивает, а сможешь ли ты построить заборчик? Расскажем Маше стишок, как мы строим заборчик.
Пальчиковая игра «Столяры»
(Педагог произносит текст стихотворения и вместе с ребёнком выполняют движения руками)
А ну-ка, веселее ударим молотком,
(стучим кулачками друг о друга)
Покрепче, поровнее мы гвоздики забьём.
(стучим по коленочкам)
Тук-тук, тук-тук, тук-тук, тук-тук.
(стучим по столу)
Без молотка и без гвоздей,
Заборчик строим для зверей!
(сомкнуть вместе обе прямые ладони)
Дефектолог: — А теперь мы покажем Маше, как ты умеешь забивать гвозди.
Ребёнок выполняет действия с дидактической игрой «Молоток и гвозди»
Дефектолог: — Ну вот мы и готовы построить заборчик. Выбери детали, которые подойдут для строительства заборчика.
Ребёнок выбирает среди строительных деталей кирпичики.
Педагог помогает ребенку построить заборчик вокруг домика.
Дефектолог: — Ну вот мы и построили заборчик. Маша очень рада – теперь ее домашние животные не смогут убежать в лес и заблудиться. Спасибо тебе, Никита!
Ребёнок улыбается и Машет кукле на прощание.
Название: Занятия дефектолога. Конспект совместной игровой деятельности с ребёнком старшего дошкольного возраста с общим психическим недоразвитием «Построим заборчик!»
Автор: Становова Ираида Сергеевна
Должность: учитель — дефектолог
Место работы: МБДОУ № 26 «Снежинка»
Месторасположение: Челябинская область, г. Снежинск, ул. Победы 20
Дата изменения: 09.12.2020
Дата публикации: 31.10.2015