Конспект занятия по обучению грамоте. Тема: Развитие пространственной ориентировки. Введение понятия «согласный звук».
Задачи:
- упражнение в подборе глаголов, соответствующих зимним явлениям через игру «Кто больше?»;
- продолжение формирования умения «записывать» предложения графически;
- упражнение в определении пространственных взаимоотношений относительно себя и относительно человека, стоящего напротив другого через игру «Зеркало»;
- знакомство с понятием «согласный звук», используя игру «Что мешает?»;
- создание положительного эмоционального настроения, развитие воображения.
Демонстрационный материал: звук «Вьюга», музыка «Детская песня — «Делай как я», презентация, письмо.
Раздаточный материал: тетради, простые карандаши, карточки трехзвуковых слов, конверты с фишками по количеству детей.
Ход занятия
Воспитатель с детьми заходит в группу.
Воспитатель: — Ребята, становитесь вокруг меня.
Ты мой друг и я твой друг,
Вместе дружно встанем в круг.
Крепче за руки держись
И друг другу улыбнись!
Воспитатель: ребята, отгадайте загадку
Запорошила дорожки,
Разукрасила окошки
Радость детям подарила
И санках прокатила. (Ответ детей — зима.)
Воспитатель: А что такое зима? (Время года). А почему вы решили, что в этой загадке говориться именно о зиме? Какие слова вам помогли догадаться, назовите их.
Воспитатель: Ребята, а вы ходили с родителями в лес летом или осенью? А хотите увидеть, как красив зимний лес? Тогда мы повернемся вокруг себя два раза, скажем волшебные слова: «Раз-два повернись, в зимнем лесу очутись» и мы окажемся в зимнем лесу. (Дети встают в круг, говорят слова.) Слайд 1 (картина на экране «Зимний лес»).
Воспитатель: Вот мы и в лесу. Посмотрите как здесь красиво!
Стали белыми сады
И леса еловые. Слайд 2 (картина на экране — зимний лес со следами зверей)
На снегу видны следы….
Воспитатель: Ребята, посмотрите следы на снегу! А где же сами звери?
Слайд 3 (звук метели).
Слайд 4 (картина на экране — Снежная королева).
Воспитатель: Ребята, кто это? (Снежная королева). И она оставила нам письмо.
«Это я! Снежная королева! И я заколдовала всех зверей, они мешали мне наслаждаться тишиной зимнего леса!»
Воспитатель: Но так не должно быть, лес не может существовать без зверей и птиц! Ребята, что же делать? (предположение детей)
Продолжение письма…
«А если вы хотите, чтобы я их расколдовала, то тогда должны выполнить мои задания».
Воспитатель: Ну что ребята будем делать? (Ответы детей). Тогда рассаживаемся за столы и приступим к выполнению заданий Снежной королевы.
1 задание: Необходимо подобрать глаголы о зимних явлениях. Игра «Кто больше?»
- Снег что делает? – падает, кружится, ложится, покрывает, порхает, стелется, скрипит, тает…
- Мороз что делает? — морозит, трещит, крепчает…
- Ветер что делает? — дует, метет, завывает, воет…
- Солнце что делает? — светит, но не греет
Воспитатель: Молодцы, ребята, много слов подобрали. Следующее задание звучит так:
2 задание: Записать предложения в тетради виде схем.
Воспитатель: Перед выполнением второго задания Снежной королевы нужно подготовить наши пальчики.
Пальчиковая гимнастика «Мы во двор пошли гулять».
Раз, два, три, четыре, пять, (ладошки сжимать и разжимать)
Мы во двор пошли гулять.
Бабу снежную лепили,
Птичек крошками кормили,
С горки мы потом катались,
А еще в снегу валялись, все в снегу домой пришли,
Съели суп, и спать легли.
Воспитатель: Пальчики мы подготовили, теперь запишем предложения в виде схем. (напомнить детям, что длина слова — 2 клетки, короткое слово — 1 клетка, между словами пустая клетка).
Мороз морозит.
Ветер несет снег.
Снег кружится и падает. Слайд 5 (картина на экране — на каждое предложение появляется его схема)
Воспитатель: Молодцы, вы правильно записали предложения.
Воспитатель: Снежная королева заколдовала не только лесных обитателей, но и даже рыб в реках и озерах. Отгадаем, какую рыбу она заколдовала?
Он на самом дне живёт,
У него усатый рот.
Всё, что сверху упадёт,
Аккуратно подберёт.
На ночь спать уходит в дом,
Рыбу называют… (Сом). Слайд 6 (картина на экране – сом).
Воспитатель: Чтобы сома расколдовать, необходимо сделать звуковой анализ слова «сом».
(Дети под руководством воспитателя проводят звуковой анализ слова по схеме.)
- Сколько звуков в слове «сом»?
- Какой звук гласный? (Почему звук (О) обозначили красным квадратом?)
- Почему вы решили, что этот звук гласный?
Введение понятия «согласный звук».
Воспитатель: назовите первый звук в слове? (с) — попробуйте этот звук пропеть, произнести тихо и громко. Звук (с) «мешают» произнести зубы.
Назовите последний звук в слове «сом» (м). Произнесению этого звука мешают губы.
Звуки, произношению которых мешают губы, зубы или язык и поэтому мы не можем их пропеть или громко произнести, называются согласными.
Воспитатель: Игра «Что мешает?» Дети учатся определять, что мешает им произнести разные звуки в знакомых словах: мак, дом, шар, жук.
Воспитатель: Молодцы, вы правильно сделали звуковой анализ и сом с рыбами уплыли Слайд 7 (картина на экране – рыбы уплывают).
Воспитатель: Снежная королева, очень любит смотреть на себя в зеркало. Предлагаю поиграть в игру «Зеркало», я буду Снежной королевой, а вы моим отражением (педагог, стоя лицом к детям, выполняет различные движения: поднимает поочередно руки, кладет на пояс, поднимает поочередно ноги. Дети должны зеркально повторить эти движения). (Физминутка) Слайд 8 (музыка «Детская песня-«Делай как я»»)
Воспитатель: и последнее задание от Снежной королевы: отгадать лесного обитателя через загадку, и назвать в какой сказке он встречается. Слайд 9 (на экране – на каждый ответ загадки, появляется картинка животного).
Он всего всегда боится,
Волк от страха ему снится,
И лисица, и медведь…
Все хотят беднягу съесть.
Он прыгучий, словно мячик.
Кто же это? Это… (Заяц)
«Заюшкина избушка» «Под грибом»
«Колобок»
«Теремок»
Он хвостастый и зубастый,
На луну он воет часто,
Все в лесу его боятся,
А в особенности, зайцы. (Волк)
«Колобок»
«Теремок»
«Лиса и волк»
Она любит хлеба крошки,
Больше всех боится кошки.
Быстро шмыг — не разглядишь!
Пробежала в норку… (Мышь)
«Колобок»
«Теремок»
«Репка» «Курочка Ряба»
«Под грибом»
В лесу живёт плутовка,
Хитры её глаза,
А цветом, как морковка,
Пушистая… (Лиса)
«Заюшкина избушка», «Лиса и журавль»
«Колобок», «Под грибом»
«Теремок»
«Лиса и скалочка»
Воспитатель: Вот и выполнили мы все задания Снежной королевы, какие вы молодцы! Снежная королева, расколдовывай зверей! Слайд 10 (картина на экране – звери в зимнем лесу).
Воспитатель: Ребята, посмотрите, звери вернулись в лес! А сейчас нам пора возвращать в детский сад. Становитесь вокруг меня, скажем волшебные слова: «Раз — два, повернись, в детском саду очутись!» И мы окажемся в детском саду! (Дети выполняют.)
Вот мы и вернулись. Понравилось вам наше путешествие? Какое задание от Снежной королевы вам показалось трудно выполнимым, а каким легким?
(Ответы детей.)
«Это я! Снежная королева! И я заколдовала всех зверей, они мешали мне наслаждаться тишиной зимнего леса!»
«А если вы хотите, чтобы я их расколдовала, то тогда должны выполнить мои задания».
1 задание: Необходимо подобрать глаголы о зимних явлениях.
- Снег что делает? – падает, кружится, ложится, покрывает, порхает, стелется, скрипит, тает…
- Мороз что делает?- морозит, трещит, крепчает…
- Ветер что делает?- дует, метет, завывает, воет…
- Солнце что делает?- светит, но не греет
2 задание: Записать предложения в тетради виде схем.
Воспитатель: Перед выполнением второго задания Снежной королевы нужно подготовить наши пальчики.
Пальчиковая гимнастика «Мы во двор пошли гулять».
Воспитатель: Пальчики мы подготовили, теперь запишем предложения в виде схем. (напомнить детям, что длина слова — 2 клетки, короткое слово — 1 клетка, между словами пустая клетка).
Мороз морозит.
Ветер несет снег.
Снег кружится и падает.
Воспитатель: Снежная королева заколдовала не только лесных обитателей, но и даже рыб в реках и озерах. Отгадаем, какую рыбу она заколдовала?
Воспитатель: Игра «Что мешает?» Дети учатся определять, что мешает им произнести разные звуки в знакомых словах: мак, дом, шар, жук.
«Зеркало» Музыка.
Воспитатель: и последнее задание от Снежной королевы: отгадать лесного обитателя через загадку, и назвать в какой сказке он встречается.
Скачать — Презентация: зимнее занятие по обучению грамоте
Автор: Анисимова Татьяна Викторовна
воспитатель высшей квалификационной категории
МДОУ Детский сад комбинированного вида №46
г. Комсомольск-на-Амуре, Хабаровский край
Дата изменения: 22.03.2024
Дата публикации: 22.03.2024