Автор: Пережогина Ирина Викторовна
Должность: воспитатель
Место работы: МБДОУ «Белочка»
Месторасположение: г. Черногорск, Республика Хакасия, Россия
«Мир окружающий ребенка —
это прежде всего мир природы,
с безграничным богатством явлений,
с неисчерпаемой красотой.
Здесь, в природе, вечный источник
детского разума»
В.Сухомлинский.
Взаимодействие человека с природой чрезвычайно актуальная проблема современности. С каждым годом ее звучание становится сильнее, слишком уж великий урон нанесен живой природе.
Актуальность проблемы заключается в том, что экологическое воспитание и образование детей — это проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение, экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того катастрофического состояния, в котором они пребывают сейчас.
Экологическое воспитание в дошкольном возрасте только начинается, крупицы экологических знаний, полученные в детстве, помогут ребенку ориентироваться в окружающей действительности, правильно понимать её. Но главное, положат начало осознанному отношению к природе, определению своего места в ней, в будущем.
Наш детский сад работает по проблеме экологического воспитания уже более 10 лет. В основе лежит программа «Детство» Т.И. Бабаевой, А.Г.Гогоберидзе, а так же используем парциальную программу С.Н. Николаевой «Юный эколог».
В начале моей работы я выявила следующие проблемы:
-уровень знаний детей о природе низкий, отношения к ее объектам бессистемны, поверхностны, что свидетельствует о низком уровне развития культуры;
-семья не готова на сегодняшний день осуществлять экологическое воспитание. Родители, имея определенный запас знаний об экологическом поведении, зачастую сами не соблюдают правила поведения в природе, что свидетельствует о низком уровне развития их экологического сознания;
Решение этих проблем привело к необходимости искать новые формы экологического воспитания дошкольников.
При разработке рабочей программы по развитию кругозора и познавательно-исследовательской деятельности в природе, я обратила внимание, что познавательно-развлекательное направление привлекает детей к знакомству с компонентами живой и неживой природы.
И в этом мне помогает использование ландшафтного дизайна детского сада, направленное на решение следующих задач:
*развитие положительных нравственных качеств, побуждающих детей к соблюдению норм поведения в природе, в обществе;
*воспитание этических и эстетических чувств, развитие эмоций, чувства эмпатии;
*формирование познавательных, практических и творческих умений экологического характера.
Практическое направление — изучение растительного и животного мира, ландшафтов родного края, связанное с практическими делами (акции природоохранного характера, работа на огороде, подкормка птиц, посадка цветников и др.).
Исследовательское направление я осуществляю в рамках проектной деятельности по использованию ландшафтного дизайна детского сада.
Были определены пути реализации данного проекта:
— создание условий (экологизация развивающей среды с использованием ландшафтного дизайна детского сада)
— повышение экологической грамотности детей;
— экологическое просвещение родителей.
Территория дошкольного учреждения — это его своеобразная визитная карточка. Как театр начинается с вешалки, так детский сад начинается с территории. Любой посетитель, ступив на участок ДОУ, обращает внимание на его ухоженность.
На территории детского сада создана экологическая тропинка, специально организованный маршрут на природе. Её цель — просвещение, обучение и воспитание детей в духе бережного отношения к природе.
Нашему детскому саду 50 лет и на его территории растёт более 10 видов деревьев, 15 видов трав, 6 видов кустарников, есть альпийская горка, на деревьях гнездятся птицы, в траве — насекомые.
Все объекты на маршруте описаны в специальном паспорте. На экологической тропинке детей встречает Лесовичок Лутошка, который помогает проводить экспериментальную деятельность и наблюдения.
Экскурсии по экологической тропе дают возможность показать детям приметы и явления природы в естественных условиях, во всём многообразии и взаимосвязях, способствуют формированию конкретных представлений о животном и растительном мире, о сезонных изменениях в природе.
Детям эти экскурсии приносят радость и удовольствие, здесь закладывается любовь к нашей родной природе. Наблюдения в природе проводятся в то время, когда в природе наступают более яркие изменения:
в середине лета, во второй половине осени, когда идёт массовое опадение листьев, или зимой, чтобы посмотреть следы на свежем снегу, снежные фигуры.
Есть на территории детского сада огород. На огороде вместе с детьми выращиваем овощные культуры: картофель, капусту, свеклу, морковь, лук, помидоры, кабачки, зелень петрушки, укропа и салат. Ухаживая за растениями, дети приобретают опыт ухода за растениями, наблюдают за их ростом и развитием. Выращенные на огороде овощи используем в детском питании.
На фитогрядке посажены лекарственные растения: мать-и-мачеха, мелиса, валерьяна, девясил, пижма, «золотой корень».
Интересными формами моей работы являются составление экологических проектов для детей на темы: «Лес-дом для многих жильцов», «Душистая мята от всех болезней приятна», «О чем рассказал цветок мать — и — мачехи». «Тропа здоровья на участке ДОУ» и организация выставок «Бумажная оранжерея и живые цветы», «Рисуем на стихи о природе», «Этот фантастический мусор».
Большую роль в осуществлении экологического воспитания дошкольников играют специалисты детского сада, с которыми я веду тесное сотрудничество:
-музыкальный работник подбирает песни, танцы, инструментальные произведения, связанные с природой, готовит с детьми пластические этюды, организует и проводит праздники, экологические развлечения: «Ребятам о зверятах», «Праздник русской березки», «Праздник Нептуна», «Утята и лягушата», «Праздник зеленого листочка»
-инструктор по физической культуре проводит нетрадиционные занятия на территории детского сада: «Птичий двор», «Путешествие в Африку», «Снежок — мой дружок».
— руководитель изостудии формирует и активизирует у детей проявление эстетического отношения к окружающему миру в разнообразных ситуациях.
Я считаю, что значительную помощь в развитии экологических знаний, экологическом воспитании могут оказать педагогам родители. Так как многое зависит и от родителей: они не задумываются над тем, как ведут себя дети на природе (в лесу, парке и т. д.); не обращают внимания на то, что дети срывают охапками цветы для букетов, разоряют муравейники, ломают ветви деревьев. Когда родители с детьми выезжают в лес, на озеро, или на речку, они не учат детей правилам поведения в природе.
Важной формой экологического воспитания являются природоохранные акции. В переводе на русский язык «акция» означает действие. Дети и их родители ежегодно участвуют в акциях: «Росточек» — посадка цветов на территории детского сада, «Чистый участок» — сбор мусора с участка, «Птичья столовая» — забота о зимующих птицах. Результатом акций стали фоторепортаж «Цветочная поляна», выставка рисунков «Детский сад — наш дом родной», изготовление кормушек.
Общение с живой природой даёт ребёнку более яркие представления, чем сама книга с картинками. Я учу детей видеть не только красивое, но и отличать следы грубого отношения людей к природе.
Умение наблюдать, вырабатываемое в процессе познания природы, рождает привычку делать выводы, воспитывает логику мысли, четкость и красоту речи — развития мышления и речи идет как единый процесс.
Большое внимание уделяем эколого-оздоровительной работе на экологической тропе и в походах, в рамках ведения кружка «Юные туристы» совместно с инструктором по физической культуре.
Дети во время походов получают большой эмоциональный заряд, знакомятся с природой, проводят дыхательную гимнастику на свежем воздухе, упражнения с применением естественных снарядов: деревьев, пеньков, веток.
Темы эколого-оздоровительных походов: «Трудная жизнь деревьев — горожан» — дети узнают, что деревья дают кислород, очищают воздух от пыли, снижают уровень звука; «В гости к птицам» — узнают, что дерево для птиц — дом и столовая; «Снегопад» — снег укрывает землю, как одеяло согревает всё, что под ним растёт, очищает воздух от пыли, грязи.
Безусловно, процесс формирования экологических ценностей сложен и проблематичен, поскольку зависит не только от содержания экологического воспитания в образовательном учреждении, но и от реальной жизненной обстановки. Я стараюсь не давать детям готовых рецептов поведения в природе, а посредством заданий и вопросов подвожу их к собственным выводам.
Результаты диагностики по экологическому развитию показали: объем знаний среднего и высокого уровня, полученных детьми за период с 2012- — 2013 г. вырос в среднем на 18% и составил 80%. Считаю, рост показателей обусловлен использованием ландшафтного дизайна. На территории детского сада созданы условия для экологического развития и творческой самореализации ребенка в разных видах деятельности.
Ну, а самое главное в экологическом воспитании — личная убежденность педагога, его умение пробудить у детей и родителей желание любить, беречь и охранять природу и тем самым быть эталоном для подражания дошкольников.
Хочется верить, что любовь к родной природе останется в сердцах моих воспитанников на долгие годы и поможет им жить в гармонии с окружающим миром.
Автор: Пережогина Ирина Викторовна
Должность: воспитатель
Место работы: МБДОУ «Белочка»
Месторасположение: г. Черногорск, Республика Хакасия, Россия
Дата изменения: 22.08.2014
Дата публикации: 23.04.2014