Проектная деятельность в дошкольном образовательном учреждении

Методическая разработка: Проектная деятельность в дошкольном образовательном учреждении.

Введение.

В «Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования» предлагается строить воспитательно-образовательный процесс на основе объединения комплекса различных видов детской деятельности вокруг единой темы. При этом в качестве темы могут выступать организующие моменты, тематические недели, события, организация проектов, традиции и пр. Таким образом, серьезное внимание уделяется организации проектов в дошкольном учреждении.

«Проектная деятельность – сложноорганизованный процесс, предполагающий не частные изменения в методике проведения отдельных занятий, а системные преобразования всего учебного и воспитательного процесса» (Н. Е. Веракса).

Формирование проектной деятельности необходимо воспитанникам для вооружения их универсальным умением решать различные проблемы, в том числе и образовательные. В современной педагогике проектная деятельность должна использоваться не вместо системы обучения, а наряду с ней, как компонент системы образования, как непосредственно образовательная деятельность.

История возникновения метода проектов.

Метод проектов не является принципиально новым в педагогической практике. Он возник В США во второй половине XIX века. Его теоретической основой была «прагматическая педагогика» американского философа-идеалиста Джона Дьюи (1859 – 1952).

Основные концептуальные положения его теории таковы:

  • истинным и ценным является только то, что дает практический результат;
  • ребенок в онтогенезе повторяет путь повторяет путь человечества в познании окружающего мира (от частного к общему, индуктивным методом);
  • усвоение знаний – это стихийный, неуправляемый процесс;
  • ребенок может усваивать информацию только благодаря возникшей потребности в знаниях, являясь активным субъектом своего обучения.

Условиями успешного обучения, согласно теории Д. Дьюи, являются:

  • проблематизация учебного материала;
  • познавательная активность ребенка;
  • связь обучения с жизненным опытом ребенка;
  • организация обучения как деятельности (игровой, трудовой).

Таким образом, Д. Дьюи предложил, по существу, преобразование абстрактного, оторванного от жизни, направленного на простое заучивание теоретических знаний современного ему образования в систему школьного обучения «путем делания», которое обогащает личный опыт ребенка и состоит в освоении им способа самостоятельного познания окружающего мира.

Проектный метод использовался и в России в школьном и вузовском обучении. В 1905 г. этот метод внедрил в школьное обучение С.Т. Шацкий. Перестал использоваться проектный метод в 30-е г. г. В 90-ых годах метод проектов стал применяться вновь в старшей школе, когда началась ориентация на личностные интересы и особенности ребенка, нацеленность образования на интеллектуальное, нравственное и физическое развитие воспитанников.

Метод проектов стал применяться и в дошкольных учреждениях.

Использование проектной технологии в практике дошкольного образования.

В педагогической литературе активно обсуждается вопрос использования метода проектов в дошкольном образовании.

Слово «проект» имеет много значений, поэтому часто педагоги называют проектом самую разную деятельность. Кроме того, часто случается, что педагоги, не вникнув в суть метода проектов, используют его лишь для того, чтобы соответствовать новым веяниям, требованиям, предъявляемым к квалификации педагогов с высшей категории и пр. В результате смысл проектной деятельности теряется, она становится формальной, не выполняет своего назначения, поскольку у детей не формируются специфические проектные навыки.

Н. Е. Веракса выделил еще несколько важных проблем:

  • несоответствие между традиционной формой организации образовательного процесса и характером проектной деятельности – «проектная деятельность осуществляется в пространстве возможностей, где нет четко заданных норм», в этом заключается сложность для воспитателя, т. к. приходится искать новые нестандартные подходы к образовательному процессу;
  • непонимание различия между субъектной и объектной позицией ребенка (под субъектностью подразумевается выражение инициативы и проявление самостоятельной активности);
  • необходимость формирования субъектной позиции педагога – очень часто срабатывают стереотипы педагога, привычный дисциплинарный подход, педагог предлагает детям выбор вариантов, ждет идей, но вывод делает сам (дети собираются делать кораблики для малышей, педагог предлагает выбрать материал: «Из чего можно сделать кораблики?» — «Из бумаги, из дерева, из картона, пенопласта…» «Молодцы! – подводит итог педагог. – А делать будем из пластиковых бутылок!»).

Таким образом, прежде всего следует определить, что такое проект, выделить его признаки, понять, чем проект отличается от других видов самостоятельной деятельности. Кроме того, надо определить степень участия педагога и ребенка на различных этапах выполнения проекта, показать специфику применения метода проектов в дошкольном …..

Читать статью полностью (скачать)

Автор: Мищенко Светлана Сергеевна
Должность: старший воспитатель
Место работы: Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 29 «Карамелька» (МАДОУ ДСКВ № 29 «Карамелька»)
Месторасположение: Кемеровская обл., г. Юрга

Дата изменения: 16.09.2016
Дата публикации: 16.09.2016




Опубликовано в разделах:




Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *