Педагогический проект «Чтобы не было беды»

Название: Педагогический проект «Чтобы не было беды»
Номинация: Детский сад, Методические разработки , Проектная деятельность, Воспитатели, дети с 4 до 7 лет, родители
Автор: Киланова Елена Ильинична
Должность: старший воспитатель первой квалификационной категории
Место работы: МКДОУ Доволенский детский сад №3
Месторасположение: село Довольное, Доволенский район, Новосибирская область, ул. Революционная 33

 

Педагогический проект
(Неделя пожарной безопасности)

 

Тема: «Чтобы не было беды»

Вид проекта – информационно-практический

Проблема: Проблема пожаров остро стоит не только в нашей стране, но и в нашем районе. За последние годы значительно увеличилось количество пожаров, которые произошли по вине человека. Часто причиной пожара является детская шалость. Родители подходят к этой проблеме недостаточно серьезно. Разрешают детям играть огнеопасными предметами, у многих зажигалка является игрушкой. Чтобы изменить отношение человека к этой проблеме, нужно уже на дошкольном этапе развития ребёнка начинать заниматься этой проблемой. Необходимо изменить сознание и отношение людей к противопожарной безопасности, а детский возраст является самым благоприятным для формирования правил пожарной безопасности. Детскому саду и родителям надо объединить усилия, для того, чтобы уберечь детей от возможной трагедии, необходима целенаправленная работа над формированием у них культуры пожаробезопасного поведения.

Цель: формировать у детей осознанного и ответственного отношения к выполнению правил пожарной безопасности. Вооружить знаниями, умениями и навыками необходимыми для действия в экстремальных ситуациях.

Задачи.

Образовательные:

    1. Познакомить с историей возникновения огня.
    2. Дать понятие детям, что огонь бывает другом, а бывает и врагом.
    3. Учить детей видеть, когда огонь друг, а когда враг.

Развивающие:

    1. Формировать умение реально оценивать возможную опасность.
    2. Помочь детям запомнить правила пожарной безопасности.
    3. Развивать творческие способности дошкольников.

Воспитательные:

    1. Воспитывать чувство осторожности и самосохранения.
    2. Воспитывать в детях уверенность в своих силах, проводить профилактику страха перед огнем.
    3. Воспитывать чувства благодарности людям, которые помогают нам в трудных ситуациях.

Практические:

    1. Прививать практические навыки поведения детей при возникновении пожара.
    2. Учить элементарным действиям по тушению очага возгорания.
    3. Показать родителям знания и умения детей, приобретенные в ходе реализации проекта.
    4. Вовлечь их в образовательный процесс ДОУ.

Руководитель проекта: Киланова Е.И. – старший воспитатель

Социальные связи: школа, пожарная инспекция, пожарная часть.

Срок реализации проекта: с 17.03.2016г. – 21.05.2016г.

Участники проекта: педагоги, дети с 4 до 7 лет, родители.

Этапы проекта:

1. Подготовительный: подготовительно-диагностический, подготовительно-информационный, подготовительно-наглядный

2. Основной: работа с детьми, работа с педагогами, работа с родителями, совместные мероприятия с социумом.

3.Итоговый: заключительно-диагностический, заключительно-информационный, заключительно-наглядный.

Ожидаемый результат.

1. Составление дополнительных разработок занятий, игр, досугов.

2. Овладение детьми навыками правильных действий в случае пожара.

3. Оформление в группах детского сада уголков пожарной безопасности.

4. Осознанное выполнение правил противопожарной безопасности.

5. Изменение отношения родителей к данной проблеме.

Этапы, содержание и описание реализации проекта 1 этап – подготовительный

Основные методы деятельности на первом этапе:

  1. метод активного диалога;
  2. метод планирования (конструирования) педагогического процесса.

Содержание деятельности на подготовительном этапе: субъект проектной деятельности

Педагоги ДОУ

  • Доведение до сведения педагогов смысла и цели проекта.
  • Мониторинг знаний правил пожарной безопасности (по критериям программы «Детство»: см. Мониторинг в детском саду. Научно-методическое пособие : Издательство «Детство-Пресс», 2010, IV блок вопросов раздела «Мониторинг освоения детьми образовательной области «Безопасность»).

Основные методы диагностики:

  • беседы с детьми с использованием иллюстраций,
  • тест для проверки знаний пожарной безопасности для детей старшего дошкольного возраста.

Родители воспитанников

  • Доведение до сведения родителей воспитанников смысла и цели проекта.
  • Разработка плана участия родителей в реализации проекта.
  • Анкетирование родителей.
  • Информационное задание: привлечение к подборке материала по пожарной безопасности.

Воспитанники

  • Диагностика уровня представлений дошкольников о правилах пожарной безопасности.

Постановка проблемы.

Педагог рассказывает детям о несчастном случае – пожаре в жилом доме, о котором сообщили в программе «Новости». Организует беседу с детьми: «Почему пожар – это беда? Отчего может возникнуть пожар? Почему же люди не могут сделать так, чтобы пожаров не было, если все понимают, что их не должно быть?».

Подводит к необходимости задуматься: как сделать так, чтобы человека никогда не постигла такая страшная беда; подумать — что можем сделать мы сообща – взрослые и дети детского сада.

2 этап – основной (этап реализации)

Основные методы деятельности на втором этапе:

  1. метод активного диалога;
  2. метод сотрудничества и взаимопомощи;
  3. игровое взаимодействие.

Содержание деятельности на этапе реализации: субъекты проектной деятельности

Педагоги ДОУ

  • Составление методических материалов: цикл бесед о профилактике возникновения пожаров.
  • Подбор материалов для информационных стендов для родителей, оформление стенда.
  • Сотрудничество с детьми по обогащению и творческому преобразованию предметно-развивающей среды группы (изготовление и оформление уголка безопасности; оформление альбома «Всё о противопожарной безопасности» и т.п.).
  • Проведение сюжетно-ролевых игр и дидактических игр, бесед, игровых образовательных ситуаций на тему «Пожарная безопасность в детском саду и дома».
  • Разработка модели комплексно-перспективного планирования образовательного процесса по теме «Пожарная безопасность».
  • Изготовление подборок практических материалов для работы с детьми .

Родители

  • Организация экскурсии в пожарную часть и участие в ней (старшая группа).
  • Помощь в изготовлении атрибутов и декораций для игры-драматизации «Кошкин дом» (старшая группа), спортивного состязания «Ловкие и смелые» (старшая и подготовительная группа)
  • Участие в оформлении информационно-познавательного уголка безопасности для детей (все группы)
  • Помощь в подборе детской художественной литературы (из домашних библиотек) для оформления тематического книжного уголка в группе (все группы).

Воспитанники

  • Активное участие в игровых образовательных ситуациях:
  1. настольно — дидактические игры в детском саду: «Найди электрические приборы и расскажи, чем они опасны» (старшая, подготовительная группа),»Помоги пожарным» (2 младшая, средняя группа), «С чем можно играть» (2 младшая группа), «Раньше и теперь» (средняя группа), «Диалоги по телефону» (средняя группа), «Горит – не горит» (старшая, подготовительная группа), «Если возникает пожар» (старшая группа), «Назови ошибки Незнайки» (подготовительная группа), «Составь целое из части» (2 младшая группа);
  2. сюжетно — ролевые игры в детском саду: «Мы пожарные» (старшая, подготовительная группа);
  3. подвижные игры в детском саду: «Кто быстрее соберется на пожар» (средняя, старшая, подготовительная группа), «Веселые старты» (средняя, старшая, подготовительная группа), «Огонь» (2 младшая группа), «Спасатели» (2 младшая группа);
  4. на прогулке: «Тушение пожара»- метание мешочков в горизонтальную цель (все группы) ; «Спасение пострадавших» — бег парами в обруче (старшая, подготовительная группа).
  • Экскурсия по детскому саду: знакомство с уголком противопожарной безопасности, системой оповещения, эвакуационными путями (средняя, старшая, подготовительная группа).
  • Экскурсия в пожарную часть — обзор пожарного оборудования, пожарной техники, рассказ пожарного (старшая группа)
  • Продуктивная деятельность: рисование с родителями для тематической выставки «Огонь – друг, огонь – враг» (старшая, подготовительная группа), «Мы спасатели» (средняя группа); оформление альбома «Правила бытовой безопасности» (подготовительная группа).
  • Разучивание ролей к спектаклю «Сказка о теремке и угольке» (старшая группа).
  • Составление правил «Чтобы не было беды» — для уголка безопасности (старшая, подготовительная группа).
  • Совместно с родителями: поиск и создание коллекции художественного слова (стихи, поговорки) о безопасности.
  • Подготовка к спортивному состязанию со школьниками «Ловкие и смелые» ( подготовительная группа)
  • Подготовка к игре !Поле чудес» (средняя, старшая, подготовительная группа).
  • Оформление книжного уголка в группе: — С. Маршак “Пожар”, “Кошкин дом”.

— Е. Пермяк “Как Огонь Воду замуж взял”.

— Л. Толстой “Пожарные собаки”.

— Г. Цыферов “Жил на свете слоненок”.

— О. Сенатович “Осенний пожар”.

— С. Михалков “Дядя Степа”.

— К. Чуковский “Путаница”.

— Г.-Х. Андерсен “Сказка про спички”, “Огниво”.

— Т. Нуждина “История спички”, “Электрическая лампочка”.

— С. Маршак “Рассказ о неизвестном герое”, “Электрическая лампочка”.

— Е. Хоринская “Спичка-невеличка”.

.- М. Кривич “Где работает огонь”.

— Н. Кун “Миф о Прометее”.

— Г. Остер “Вредные советы”.

— Б. Житков “Пожар в море”.

— Л. Толстой “Солдат” (басня).

  • Моделирование ситуаций, связанных с пожарной тематикой: дым в квартире (все группы), зажги бенгальский огонь (старшая, подготовительная группа), наряди елку (средняя, старшая, подготовительная группа), сестра обожгла палец (старшая, подготовительная группа), найди дома огнеопасные предметы (все группы).
  • Просмотр и обсуждение мультфильмов: «Кошкин дом» (старшая, подготовительная группа), «Спичками играть нельзя» (2 младшая, средняя группа), «Пожар в квартире» (все группы), «Правила безопасного поведения детей в быту» (старшая, подготовительная группа); видеоролика для детей о правилах пожарной безопасности (старшая, подготовительная группа); презентации «Загадки» (средняя группа)
  • Обучение навыкам первой помощи при ожогах и травмах для старшей и подготовительной группы (проводит медсестра).

3 этап – итоговый

Основные методы деятельности на третьем этапе:

  1. метод активного диалога;
  2. метод сотрудничества и взаимопомощи;
  3. игровое взаимодействие;
  4. метод рефлексии.

Содержание деятельности на этапе реализации: субъекты проектной деятельности

Педагоги ДОУ

  • Анализ полученных результатов. Проведение диагностики уровня представлений дошкольников о правилах пожарной безопасности.
  • Вручение благодарственных писем семьям – активным участникам проекта.

Родители

  • Участие в выставке «Огонь – друг, огонь – враг» (старшая, подготовительная группа).
  • Участие в обсуждение с воспитателем успехов и итогов в целом проекта «Чтобы не было беды» (все группы).

Воспитанники

  • Торжественная презентация информационно-познавательных уголков безопасности в группах (для родителей и воспитанников).
  • Открытие выставки детских рисунков «Огонь – друг, огонь – враг» (старшая, подготовительная группа) и «Мы спасатели» (средняя группа). Экскурсия по выставке (экскурсоводы – дети подготовительной группы).
  • Фотоотчёт об экскурсии в пожарную часть (старшая группа)
  • Драматизация «Сказка о теремке и угольке» для детей других групп (старшая группа).
  • Спортивное состязание со школьниками «Ловкие и смелые» (подготовительная группа, первоклассники)
  • Игра «Поле чудес» (средняя, старшая, подготовительная группа).
  • Обсуждение с педагогом собственной роли и достигнутой цели проекта: Что мы хотели сделать? Получилось ли задуманное? Что мы для этого предприняли? Что было самым интересным? Что было самым трудным? За что могли бы себя похвалить? За что и кого мог бы похвалить из товарищей? За что можно сказать спасибо воспитателям и родителям? Что бы хотелось изменить, сделать по-другому?

Дата изменения: 22.02.2017
Дата публикации: 19.02.2017




Опубликовано в разделах:




Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *