Докукина Елена Владимировна
учитель-логопед
МБДОУ детский сад «Теремок»
п. Березовый Солнечного муниципального района Хабаровского края
Конспект индивидуальной непосредственной образовательной деятельности по автоматизации звука [Л] в слогах, словах, фразах «В гостях у Белочки»
Цель: автоматизация звука [Л] в слогах, словах, фразах.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
— уточнить правильную артикуляцию и произношение изолированного звука [Л];
— закрепить его чёткое произношение в слогах, словах, фразах,
— упражнять в образовании уменьшительно — ласкательной формы существительного, грамматически правильном построении фразы из отдельных слов;
Коррекционно-развивающие:
— закрепить навык выделения звука из ряда слов;
— развивать фонематический слух;
— развивать артикуляционный аппарат, мелкую моторику рук
— продолжать работу над развитием внимания, памяти;
Коррекционно-воспитательные:
— воспитывать самоконтроль за речью, усидчивость, терпение при выполнении заданий.
Оборудование:
* графическая модель ёлки, белочки
*картинки к артикуляционным упражнениям для звука [Л];
* картинки (мячик, сорока, конверт, лодочка);
*массажный мяч;
* карта с предметными картинками: кукла, лопата, лук, лодка, яблоко, тарелка, малина, слон, лошадь, ель, волк;
* картинки музыкальных инструментов: балалайка, барабан, гармошка, колокольчик, ложки, дудочка;
* конверт;
* деревянные ложки;
ХОД ЗАНЯТИЯ
I. Организационный момент.
— Мы сегодня поиграем? (поиграем)
— Мы сегодня посчитаем? (посчитаем)
— Заниматься тоже будем? (будем)
— Помечтать мы не забудем? (не забудем)
— А в «барашка» поиграем? (поиграем)
— Пошутить мы не забудем? (не забудем)
— И дружить мы крепко будем? (будем)
— Вот сколько у нас интересных дел! (давайте их, посчитаем, ребёнок поочерёдно загибает пальцы, считая свои дела)
Логопед. Сегодня я приглашаю тебя в гости, а к кому ты узнаешь, если разгадаешь загадку:
Рыжий маленький зверёк
По деревьям прыг да скок.
Он живёт не на земле,
А на дереве в дупле……………………….(Белка.)
Логопед: Она очень веселая и любит прыгать и играть. А с собой мы возьмем звук [Л], который поможет нам играть с Белочкой.
II. Основная часть.
1.Артикуляционная гимнастика.
Логопед. Чтобы весело поиграть с белочкой, нам как следует подготовиться. Ну а с начало, необходимо вспомнить гимнастику, которую ты научился делать. Для того чтобы правильно произносить этот звук {Л}.
«Блинчик», «Вкусное варенье», «Качели», «Поймай мышку» (ребенок выполняет упражнения, картинки к которым показывает логопед.)
Логопед: Расскажи, как нужно правильно произносить звук {Л}. Где должен быть язычок?
Артикуляция {Л}: губы открыты, зубы разомкнуты, кончик языка поднят и упирается в альвеолы за верхние зубы, выдыхаемый воздух тёплый.
Логопед: Скажи, звук {Л} гласный или согласный? (согласный)
2. Автоматизация звука [Л] в слогах.
Логопед. Белка прыгнула на ветку. (см. приложение № 1) И увидела мячик. Она любит играть в мяч. Ты тоже можешь с ней поиграть:
Белка мячики кидает…
Белка слоги повторяет……
Бросай мяч и четко произноси звук [Л] в слогах (ЛА, ЛУ, ЛО, ЛЫ, АЛ, УЛ, ОЛ, ЫЛ).
Ребенок выполняет.
3. Игра «Найти звук в слове».
Белка прыгнула на другую ветку и увидела конверт. (см. приложение № 2)
Логопед. Давай посмотрим, что же в конверте. А в конверте картинки с музыкальными инструментами и задание: если ты отгадаешь, какой самый любимый инструмент у белки, то у тебя будет возможность сыграть на нем.
Итак, подсказка первая: в названии любимого инструмента белочки есть звук [Л].
Подсказка вторая: название моего любимого инструмента начинается со звука [Л].
4. Игра «Сыграй как я».
Логопед отбивает ложкой ритмический рисунок, а ребенок повторяет.
// // /
/ / /// и т. д.
5. Массаж пальцев рук пружинкой Су-Джок
Логопед: Молодец! А сейчас давай немного отдохнём и покатаемся на лодочки вместе с Белочкой. Ребёнок произносит (слоги) слова, надевая на палец массажную пружинку Су-Джок.
Большой палец — ла-ла-ла, белка в лодочке плыла.
Указательный палец — ло-ло-ло, светит солнышко тепло.
Средний палец — лу-лу-лу, рада белочка теплу.
Безымянный палец — лы-лы-лы, песни Белочки слышны.
Мизинец- Дятел в лодочке сидел, вместе с Белкой песни пел.
Логопед: Молодец! Пора поиграть в игру с картинками.
6. Игра «Закрой картинку»
Белка прыгнула на другую ветку и увидела картинку. (см. приложение № 3)
Логопед: А картинка не простая, на ней изображены предметы, в названии которых спрятался звук «Л». Назови все предметы, изображённые на картинке, четко произнося звук «Л»,
— кукла, лопата, лук, лодка, яблоко, тарелка, клубника, слон, елка, лошадь, волк;
Логопед: А сейчас, назови картинки так, как называю их я (Логопед называет большие предметы, а ребенок маленькие: Например: кукла-куколка, и т. д.)
Логопед: А сейчас я предлагаю тебе закрыть картинки фишками. Если звук «Л» находиться в начале слова, картинку следует закрыть красной фишкой, если в середине слова — жёлтой, если в конце — зелёной.
III. Итог занятия.
Логопед. Молодец. Наше занятие завершается. Надеюсь, оно тебе понравилось. Какое задание больше всего было тебе интересным? Или вызвало затруднение?
Белочки понравилось играть с тобой, и она решила подарить тебе раскраску.
Автор: Докукина Елена Владимировна
Должность: учитель-логопед
Место работы: МБДОУ детский сад «Теремок»
Месторасположение: п. Березовый Солнечного муниципального района Хабаровского края
Бесплатные конкурсы для педагогов. Номинация: «Воспитываем и учим, играя»
Дата изменения: 19.10.2014
Дата публикации: 19.10.2014