Личностно-ориентированный подход в системе обучения математики в школе

Личностно-ориентированный подход в системе обучения математики (УМК «Гармония»).

Современный этап педагогической практики — это переход от информационно- объяснительной технологии обучения к деятельностно —развиваюшей, формирующей спектр личностных качеств ребенка.

Важным становятся не только усвоение знаний, но и сами способы усвоения и переработка учебной информации, развития познавательных сил и творческого потенциала учащихся.

Методика обучения математики в начальных классах связана с ответом на несколько вопросов:

— С какой целью обучать детей математике?

— Каким должно быть содержание математического образования?

— Какие способы организации деятельности учащихся целесообразно использовать для достижения конкретных целей?

Мы работаем по программе и учебникам Н.Б.Истоминой. Чем же привлекает система обучения Н.Б.Истоминой:

— четкостью построения и содержания курса, направленного на развитие логического мышления;

— методическими подходами к формированию математических понятий, которые позволяют учитывать индивидуальные особенности учащихся ;

— нацеленностью учебных заданий на осознание учебного материала.

В учебниках реализована концепция развивающего обучения, в основу которой положен личностно — ориентированный подход. Главный принцип нашей работы — «не рядом и не под, а вместе» ( «позиция на равных»).

Учебный процесс строится таким образом, чтобы обеспечить ребенку чувство защищенности, радости познания, развитие его индивидуальности. Например, для сравнения выражения 3 + 2…3 + 4 одни используют вычисления 5 < 7, другие делают заключения на основе слагаемых в суммах (первые слагаемые одинаковые; сумма, в которой второе слагаемое меньше, будет меньше).

Учитель предупреждает возникновение возможных тупиков в развитии, создает максимально благоприятные условия для того, чтобы обеспечить наиболее полное развитие способностей каждого ученика. В этом помогают включенные в учебник диалоги Миши и Маши. Диалоги создают непринужденную обстановку на уроке, в которой дети свободно высказываются, принимают активное участие в обсуждении того или иного вопроса, а в случае неправильного ответа получают от учителя помощь и поддержку.

Определенное значение в развитии индивидуальности ребенка отводится игре. Например, задание «Соревнуюсь с калькулятором» оказывает положительное влияние на формирование вычислительных навыков. Желание обыграть калькулятор активизирует память учащихся и является стимулом для усвоения табличных случаев.

Личностная позиция учителя исходит из интересов ребенка, перспектив его дальнейшего развития. Это позволяют сделать частично поисковые, творческие задания, процесс выполнения которых может быть связан с догадкой, опирающейся на опыт ребенка, на ранее усвоенные знания. Например, изучая тему «Сложение двузначных и однозначных чисел» ученикам предлагается придумать выражения, в которых складываются однозначные и двузначные числа. Затем задается вопрос: «Кто сможет вычислить? У кого другое мнение?»

При изучении темы «Порядок выполнения действий в выражениях» выполняем следующие задания:

— Сравни выражения в каждой паре. Чем они похожи? Чем отличаются? Чем похожи все вторые выражения в каждой паре? Чем похожи первые выражения?

72 — 9 — 3 + 6 27 — 3 + 2 — 7

48 : 6 — 7 : 8 48 — 6 + 7 + 8

72 : 9 — 3 : 6 27 : 3 — 2 : 6

— Не вычисляя значений выражений, распредели их на две группы:

18144 : 756 19920 : 83

10110 : 12 52140 : 395

93177 : 609 27744 : 68

Раньше приходилось наблюдать, что дети I класса испытывали затруднения при составлении краткой записи к простым задачам, в выделении «ключевых» слов. Это возникает потому, что в данном возрасте еще недостаточно развито словесно- логическое мышление. Значит, нужна такая наглядность, которая помогает самостоятельно осмыслить текст задачи и разобраться во всех связях и отношениях. Поэтому при решении арифметических задач используется схематический рисунок. Обучение составлению графического плана- опоры начинается с I класса, а знакомятся ученики с понятием задача только во II классе.

Например, при решении задачи: «Петя поймал на 2 рыбы больше, чем Ваня. Сколько поймал Ваня, если Петя поймал их 20?» предлагается выбрать схему, соответствующую задаче. Затем ученики обозначают на схеме, что известно в задаче, а что неизвестно.

Мнения детей разделяются. Повторное чтение текста и одновременный анализ схемы помогают одним ученикам убедиться в правильности выбора схемы, а другим понять, что они первоначально были неправы.

Очень часто в ходе анализа задачи используется диалог Миши и Маши.

Задается вопрос: «Кто прав: Маша или Миша? Докажи»

Использование схематического рисунка как одного из методических приемов обеспечивает более качественный анализ задачи, помогает учащимся осознать и обосновать выбор действий, необходимых для решения задач. У детей уже в начальной школе проявляется самостоятельность и инициативность в целесообразном обосновании правильности любого выбранного решения.

Из частично приведенных заданий видно, что учащиеся становятся «исследователями» и открывают для себя знания. Ученики не боятся проявить инициативу в предложении творческих рассуждения и доказательств.

— Чем похожи предметы, чем они отличаются?

— Какой предмет лишний? Почему?

— По какому правилу составлен ряд?

— Убери лишний предмет

— Проанализируй ответы Миши и Маши.

— Вставь числа, чтобы равенства были верными. Как рассуждаешь?

— Раздели предметы на группы по различным признакам.

Эти вопросы и задания позволяют более продуктивно развивать логическое мышление и творческие способности ученика и закладывают прочную основу для обучения на последующих ступенях.

Реализация личностно- ориентированного подхода в обучении математики помогает сформировать у учащихся умение общаться, обосновывать свои действия и критически оценивать их, умение самостоятельно ориентироваться в решении нестандартных задач, логически мыслить, свободно высказываться , принимать активное участие в обсуждении.

Использованная литература

1. Зак А.З. Методы развития интеллектуальных способностей у детей 8 лет

2. Истомина Н.Б. и др. Математика, учебник в 2-х частях

3. Истомина Н.Б. и др. «Учимся решать логические задачи»

4. Истомина Н.Б. и др. «Учимся решать комбинаторные задачи»

5. Истомина Н.Б. «Учимся решать задачи»

6. Зак А.З. Методы развития интеллектуальных способностей у детей 8 лет

7. Кондратьев И.И. Планирование своей деятельности младшими школьниками

Автор: Ким Ольга Семеновна
Должность: учитель начальных классов
Место работы: МКОУ Бобровская СОШ №2
Месторасположение: г.Бобров, Воронежская область

Дата изменения: 18.10.2014
Дата публикации: 18.10.2014




Опубликовано в разделах:




Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *