Личностное развитие ребенка через использование инновационной технологии «Ситуация»

Исследования педагогов – классиков показывают, что дети, придя в школу читающими и считающими начинают испытывать трудности в учебе. Основная причина по мнению ученых – интеллектуальная пассивность детей. Это происходит потому, что многие педагоги под готовностью детей к обучению понимают сформированность у них интеллектуальных умений и знаний и не уделяют время развитию их познавательной активности. По моему мнению, это происходит потому, что в стандартах прошлого поколения целью образования была непосредственно передача знаний от педагога к ученикам, а итогом, показывающим результаты обучения обозначалось овладение системой знаний, умений, навыков. Сегодня обществом и государством выдвигаются новые требования к результатам обучения. Образовательные учреждения должны выпускать в жизнь людей, не только усвоивших набор определенных знаний и умений, но и умеющих добывать их самостоятельно, то есть учащиеся и воспитанники должны обладать определенными универсальными учебными действиями.

В основе ФГОС лежит системно-деятельностный подход, где условием при реализации стандарта является включение воспитанников в такую деятельность, когда они самостоятельно будут осуществлять алгоритм действий, направленных на получение знаний и решения поставленных перед ними учебных задач. Деятельность дошкольника существенно зависит от внешних и внутренних условий присвоения им опыта, наколенного человечеством. Педагог, создавая эти условия, раскрывает перед детьми средства и способы познания мира, формирует основы личностной культуры, в том числе культуры познания. При этом степень проявления активности как личностного качества ребенка зависит от характера и содержания деятельности, организованной педагогом и выполнение функций ребенка в этом процессе. Целью развития познавательной активности является необходимость возбудить интерес, создать мотив а затем открыть возможность нахождения цели.
Как же научить ребенка учиться?

Для достижения этой цели существует ряд инновационных технологий. Одна из них – технология организации «Ситуации», которая помогает организовать образовательный процесс, обеспечивающий личностное развитие дошкольников, развитие коммуникативных навыков. Автор адаптированного к дошкольному образованию варианта Людмила Георгиевна Петерсон. Непосредственно технология «Ситуация» описана в программе «Мир открытий». Эта технология позволяет поэтапно и последовательно формировать у дошкольников опыт выполнения универсальных действий, лежащих в основе саморазвития личности. Использование этой технологии в ДОУ дает возможность вывести содержание дошкольного образования на новый уровень и способствует решению задач по формированию познавательной активности дошкольников.

Использование технологии организации «Ситуации» на примере ООД по развитию речи на тему: составление рассказа по серии сюжетных картин «Встреча скворцов».

Этапы технологииРеализация этаповПриемы на ООДДействия и речь педагогаДействия и речь детейФормирование УУД
Введение в ситуациюСоздание условий для возникновения у детей внутренней потребности «мотивации» включение в деятельностьСоздание игровой ситуации через чтение письма из теплых стран.Хотите написать ответное письмо?Ставят «детскую» цель: напишем письмо.Формирование уверенности детей в собственных силах
АктуализацияОрганизация деятельности детей для актуализации знанийИгра «4 лишний», слайдовая презентация. Выявление имеющихся знаний о птицахКаких перелетных птиц вы знаете?Классифицируют птиц, обосновывая ответРазвитие мыслительных операций
Затруднение ситуацииМоделирование ситуаций, в которой дети сталкиваются с затруднением деятельностиБеседа «Как мы встречаем скворцов»Попробуйте составить рассказ «как мы встречаем перелетных птиц». Понравились рассказы? Как можно научиться составлять красивый рассказ?Составляют рассказы.

Поискать в интернете, прочитать…

(предлагают варианты)

Приобретение детьми опыта фиксации затруднения, развитие положительной самооценки
Открытие нового знанияВовлечение детей в процесс самостоятельного поиска и открытия для себя нового знанияВнесение картинок с фабульным развитием (в неправильной последовательности), игры на обогащение словаря, показ схемы рассказаОбразец рассказа по схеме по первой картинкеРасставляют картинки в правильной последовательности, рассматривают и обсуждают схему рассказаВозникновение ситуации успеха, фиксация нового знания в речи
Включение нового знания в систему знаний ребенкаРеализация новых знаний в практической деятельностиРабота по подгруппам. Составление общего рассказа (письма)Что будете делать? Как будете составлять рассказ?Составляют рассказы по 2,3,4 картинкам (по подгруппам ), взаимопроверкаСитуация успеха в самостоятельной деятельности
Осмысление содержанияРефлексия. Фиксирование достижений цели и определения условий, которые помогли добиться этой целиИгровое упражнение «Скворцы прилетели»Чем занимались? Как вам это удалось? Если научились составлять рассказ по схеме, поместите скворца в веселый скворечник, если нет – в грустный скворечникСоставили письмо, потому что научились работать по схеме, запомнили много новых слов. Проговаривание условий, которые позволили добиться этой цели. Раскладывают скворцов.Приобретение детьми опыта фиксации достижений

 

Таким образом, использование рассматриваемой технологии для организации образовательных ситуаций позволяет создать условия для накопления каждым ребенком опыта деятельности и общения в процессе освоения способов познания действительности, что является основой для его умственного и личностного развития, формирования целостной картины мира, готовности к саморазвитию и самореализации на всех этапах своей жизни.

Используемая литература:

Методические рекомендации к примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования «Мир открытий» // Научный руководитель Петерсон Л.Г. / Под общей редакцией Петерсон Л.Г., Лыковой И.А. – М.: Цветной мир, 2012. – 240 с.

Примерная основная образовательная программа дошкольного образования «Мир открытий». Науч. рук. Л.Г. Петерсон / Под общей ред. Л.Г. Петерсон, И.А. Лыковой. — М.: Издательский дом «Цветной мир», 2015. — 336 с. 3 изд-е, перераб. и доп

Скачать Личностное развитие ребенка через использование инновационной технологии «Ситуация»

Автор: Бушмакина Надежда Леонидовна
Должность: воспитатель
Место работы: МКОУ «Кожильская СОШ с/х направления»
Месторасположение: УР, Глазовский район, д. Кожиль

Дата изменения: 03.12.2017
Дата публикации: 03.12.2017




Опубликовано в разделах:




Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *