Подходы к разработке целевых ориентиров для подготовительной группы

Подходы к разработке целевых ориентиров (образовательных результатов) для подготовительной к школе группы общеразвивающей и коррекционной направленности в рамках ФГОС ДО.

Рассуждая о подходах к разработке образовательных результатов реализации основной образовательной программы в ДОУ в рамках ФГОС ДО, директор Федерального института развития образования Александр Асмолов говорит о том, что «Ребенка надо ценить, а не оценивать». Разработчики ФГОС считают, что ФГОС дошкольного образования — это стандарт условий, а не стандарт результата и в этом его основное отличие от ФГТ, которые были приняты в 2010 году и которые вызвали немало вопросов у педагогов именно в части мониторинга.

Почему мы не можем говорить о стандарте результата как формальном сравнении реальных достижений детей с какой-то усредненной нормой? Потому что имеем дело с детьми дошкольного возраста, которые развиваются неравномерно, и в этом закономерность детского развития. У дошкольника разница между физиологическим и паспортным возрастом может быть и год, и полтора. Именно поэтому оценка образовательных результатов в форме контрольных работ, тестов категорически недопустима.

Итоговую и промежуточную аттестацию в дошкольном образовании запрещает не только стандарт, но и ФЗ «Об образовании» — об этом сказано в 64 статье. И мы теперь не сводим дошкольное образование к тому, чтобы дать детям знания — умения — навыки — на смену так называемой «зуновской» парадигме пришла личностноразвивающая, гуманитарная.

Однако ФГОС ДО (Раздел III. Требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования, п. 3.2.3) допускает, что в дошкольной организации (группе) может проводиться оценка индивидуального развития детей. Такая оценка производится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики (или мониторинга).

Результаты педагогической диагностики (мониторинга) могут использоваться исключительно для решения образовательных задач:

  • индивидуализации образования (в том числе поддержки ребёнка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);
  • оптимизации работы с группой детей.

Требования Стандарта к результатам освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования (слайд).

В стандарте речь идет о развитии личности ребенка дошкольного возраста в пяти образовательных областях: социально-коммуникативное развитие, познавательное, художественно — эстетическое, речевое, физическое. Конкретное содержание указанных образовательных областей зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется целями и задачами основной Программы и может реализовываться в различных видах деятельности (общении, игре, познавательно-исследовательской деятельности).

Сегодня вариативность дошкольного образования позволяет каждому учреждению самостоятельно выбирать основную программу дошкольного образования из числа рекомендованных и вошедших в реестр.

Каковы же должны быть подходы к разработке целевых ориентиров (образовательных результатов) для подготовительной к школе группы детского сада? Здесь мы считаем важным учесть два условия:

— у каждой примерной программы ДО своя направленность и свои планируемые результаты ее освоения, разработанные в соответствии с ФГОС ДО. Следовательно, несмотря на разнообразие содержания, форм, методов и приемов работы с детьми, любая программа дошкольного образования из числа вошедших в реестр должна обеспечивать на этапе завершения ребенком дошкольного детства такой уровень развития интегративных качеств, как это обозначено во ФГОС ДО, т.е. целевые ориентиры дошкольного образования являются общими для всего образовательного пространства Российской Федерации.

— группа детского сада — это коллектив очень разных детей, в том числе и по уровню развития. Закон «Об образовании» дает право приходить в обычные детские сады и детям с ограниченными возможностями здоровья. Таким образом, в комбинированной группе могут находиться как здоровые дети, так и с ограниченными возможностями здоровья. Поэтому основная образовательная программа должна быть адаптирована к условиям комбинированной группы с учетом характера, структуры и выраженности нарушений у воспитанников таким образом, чтобы и вся группа комбинированной направленности могла по ней заниматься, но и у каждого ребенка с ОВЗ был свой индивидуальный образовательный маршрут. Также необходимо разработать дифференцированные целевые ориентиры освоения основной образовательной программы, так как тяжелые нарушения развития (в частности, речи) могут препятствовать комплексному освоению ребенком планируемых результатов общеобразовательной программы дошкольного образования.

Именно поэтому, мы сегодня говорим о том, что необходимо разрабатывать интегративную модель целевых ориентиров (образовательных результатов) для подготовительной к школе группы общеразвивающей и коррекционной направленности в рамках ФГОС ДО.

Рассмотрим планируемые образовательные результаты на примере проекта программы дошкольного образования «От рождения до школы» по ФГОС ДО и примерных адаптивных программ: программы коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с ТНР (ОНР) с 3 до 7 лет (автор Н.В.Нищева) и основной образовательной программы для детей с ТНР (под ред. Лопатиной).

Кратко рассмотрим содержание программы «От рождения до школы» в части организации образовательного процесса для детей с разным уровнем развития.

Целевые ориентиры программы «От рождения до школы» базируются на ФГОС ДО и целях и задачах, обозначенных в пояснительной записке к программе «От рождения до школы», и в той части, которая совпадает со Стандартами, даются по тексту ФГОС ДО.

Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:

1. Ребенок овладевает основными культурными средствами, способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности — игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности.

2. Ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх.

3. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты. Умеет выражать и отстаивать свою позицию по разным вопросам.

4. Способен сотрудничать и выполнять как лидерские, так и исполнительские функции в совместной деятельности.

5. Понимает, что все люди равны вне зависимости от их социального происхождения, этнической принадлежности, религиозных и других верований, их физических и психических особенностей.

6. Проявляет эмпатию по отношению к другим людям, готовность прийти на помощь тем, кто в этом нуждается.

7. Проявляет умение слышать других и стремление быть понятым другими.

8. Ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации; умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам. Умеет распознавать различные ситуации и адекватно их оценивать.

9. Ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности.

10. У ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими.

11. Ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и навыки личной гигиены.

12. Проявляет ответственность за начатое дело.

13. Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т. п.; способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

14. Открыт новому, то есть проявляет стремления к получению знаний, положительной мотивации к дальнейшему обучению в школе, институте.

15. Проявляет уважение к жизни (в различных ее формах) и заботу об окружающей среде.

16. Эмоционально отзывается на красоту окружающего мира, произведения народного и профессионального искусства (музыку, танцы, театральную деятельность, изобразительную деятельность и т. д.).

17. Проявляет патриотические чувства, ощущает гордость за свою страну, ее достижения, имеет представление о ее географическом разнообразии, многонациональности, важнейших исторических событиях.

18. Имеет первичные представления о себе, семье, традиционных семейных ценностях, включая традиционные гендерные ориентации, проявляет уважение к своему и противоположному полу.

19. Соблюдает элементарные общепринятые нормы, имеет первичные ценностные представления о том, «что такое хорошо и что такое плохо», стремится поступать хорошо; проявляет уважение к старшим и заботу о младших.

20. Имеет начальные представления о здоровом образе жизни. Воспринимает здоровый образ жизни как ценность.

Система оценки результатов освоения Программы на этапе завершения дошкольного детства базируется на аутентичной оценке, т.е. на анализе реального поведения ребенка, а не на результате выполнения специальных заданий. Информация фиксируется в картах наблюдения посредством прямого наблюдения за поведением ребенка. Результаты наблюдения педагог получает в естественной среде (в игровых ситуациях, в ходе режимных моментов, на занятиях), а не в надуманных ситуациях, которые используются в обычных тестах, имеющих слабое отношение к реальной жизни дошкольников.

Также программа содержит раздел «Инклюзивная практика в группах комбинированной направленности».

Реализация образовательных областей в данном разделе осуществляется с использованием утвержденных и рекомендованных коррекционных программ, авторских технологий и практического опыта специалистов. Мониторинг инклюзивного образовательного процесса предполагает оценку соответствия деятельности организации целям, задачам и принципам инклюзивного образования.

Что касается оценки индивидуального развития воспитанников и подходов к образовательным результатам на выходе из ДОУ для детей комбинированной группы, то ее предполагается проводить в виде психодиагностического обследования ребенка с проблемами в развитии, изучения всех сторон психики (познавательной деятельности, речи, эмоционально-волевой сферы, личностного развития) на основе системы качественных показателей. Психологическое обследование проводит психолог.

В качестве источников диагностического инструментария можно использовать научно-практические разработки С. Д. Забрамной, И. Ю. Левченко, Е. А. Стребелевой, М. М. Семаго и др. Качественный анализ предполагает оценку особенностей процесса выполнения ребенком заданий и допускаемых ошибок.

Также в комплексной оценке психического развития и выявления потенциальных возможностей детей с ОВЗ важным является педагогическое обследование, которое предусматривает получение сведений о ребенке, раскрывающих знания, умения, навыки, которыми он должен обладать на определенном возрастном этапе, установление основных проблем в обучении, темпа усвоения учебного материала, выявление особенностей образовательной деятельности. Интересующие сведения предлагается получать с помощью таких методов, как непосредственная беседа с ребенком и родителями, анализ работ ребенка (рисунков, поделок и др.), педагогическое наблюдение.

Т.е. примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» при организации образовательного процесса в комбинированной группе, например, для детей с нарушением речи, предполагает адаптивные образовательные результаты для воспитанников с ОВЗ разрабатывать в соответствии с используемой адаптивной программой.

Далее рассмотрим образовательные результаты, представленные в программе Н. В. Нищевой.

«Примерная адаптированная программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет» представляет собой целостную методологически обоснованную, систематизированную, четко структурированную модель педагогического процесса, предлагаемого для реализации в логопедических группах дошкольных образовательных организаций для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет, и полностью соответствующую требованиям Федерального государственного стандарта дошкольного образования. В программе выстроены система коррекционно-развивающей работы и указаны задачи и содержание работы в каждой из пяти образовательных областей; описана система диагностики индивидуального развития детей.

Планируемые результаты освоения программы. Целевые ориентиры.

Целевые ориентиры Программы Нищевой Н. В. базируются на ФГОС ДО и задачах данной Программы. Целевые ориентиры для детей старшего дошкольного возраста (на этапе завершения дошкольного образования) включают следующие социально — нормативные характеристики возможных достижений ребенка:

— Ребенок хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, проявляет инициативу в общении, умеет задавать вопросы, делать умозаключения, знает и умеет пересказывать сказки, рассказывать стихи, составлять рассказы по серии сюжетных картинок или по сюжетной картинке; у него сформированы элементарные навыки звуко — слогового анализа, что обеспечивает формирование предпосылок грамотности.

— Ребенок любознателен, склонен наблюдать, экспериментировать; он обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире.

— Ребенок способен к принятию собственных решений с опорой на знания и умения в различных видах деятельности.

— Ребенок инициативен, самостоятелен в различных видах деятельности, способен выбрать себе занятия и партнеров по совместной деятельности.

— Ребенок активен, успешно взаимодействует со сверстниками и взрослыми; у ребенка сформировалось положительное отношение к самому себе, окружающим, к различным видам деятельности.

— Ребенок способен адекватно проявлять свои чувства, умеет радоваться успехам и сопереживать неудачам других, способен договариваться, старается разрешать конфликты.

— Ребенок обладает чувством собственного достоинства, верой в себя.

— Ребенок обладает развитым воображением, которое реализует в разных видах деятельности.

— Ребенок умеет подчиняться правилам и социальным нормам, способен к волевым усилиям.

— У ребенка развиты крупная и мелкая моторика, он подвижен и вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения, умеет управлять ими.

Ценным, на наш взгляд, является то, что в Программе предложена система педагогической диагностики индивидуального развития детей, даны методические рекомендации по проведению диагностики, представлены схемы обследования ребенка с общим недоразвитием речи (с 3 до 4 и с 4 до 7 лет) учителем-логопедом.

Так, диагностика развития ребенка седьмого года жизни с ОНР включает оценку уровня общего и речевого развития воспитанников по следующим показателям:

— уровень развития эмоциональной сферы, неречевых психических функций;

— уровень развития моторной сферы;

— уровень развития импрессивной речи, состояние фонематического восприятия;

— уровень развития экспрессивной речи, состояние активного словаря;

— уровень развития экспрессивной речи, состояние грамматического строя речи;

— уровень развития экспрессивной речи, состояние связной речи;

— уровень развития экспрессивной речи, состояние фонетической стороны речи.

Критерии оценки уровня развития ребенка по данным показателям (высокий, средний, низкий) конкретизированы и представлены в материалах педагогической диагностики.

В методический комплект включен стимульный материал для проведения диагностики учителем-логопедом. Также в комплект Программы включены альбомы для проведения педагогической диагностики образовательного процесса во всех возрастных группах воспитателями, разработанные кандидатом психологических наук Н. В. Верещагиной.

Таковы целевые ориентиры (образовательные результаты) «Примерной адаптированной программы коррекционно-развивающей работы в логопедической группе для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет» Нищевой Н.В., которые выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования.

Следующая программа, на целевых ориентирах освоения которой хотелось бы остановиться, это ПРИМЕРНАЯ АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ под редакцией профессора Л. В. Лопатиной. Эта программа предусматривает применение содержащихся в ней материалов специалистами образовательных организаций в процессе отслеживания динамики развития детей, при разработке образовательной программы для групп комбинированной направленности для детей с тяжелыми на рушениями речи и с фонетико- фонематическим недоразвитием речи.

Рассмотрим целевые ориентиры освоения «Программы» Л. В. Лопатиной детьми старшего дошкольного возраста с ТНР.

Логопедическая работа.

Ребенок:

— обладает сформированной мотивацией к школьному обучению;

— усваивает значения новых слов на основе углубленных знаний о предметах и явлениях окружающего мира;

— употребляет слова, обозначающие личностные характеристики, с эмотивным значением, многозначные;

— умеет подбирать слова с противоположным и сходным значением;

— умеет осмысливать образные выражения и объяснять смысл поговорок (при необходимости прибегает к помощи взрослого);

— правильно употребляет грамматические формы слова; продуктивные и непродуктивные словообразовательные модели;

— умеет подбирать однокоренные слова, образовывать сложные слова;

— умеет строить простые распространенные предложения; предложения с однородными членами; простейшие виды сложносочиненных и сложноподчиненных предложений; сложноподчиненных предложений с использование подчинительных союзов;

— составляет различные виды описательных рассказов, текстов (описание, повествование, с элементами рассуждения) с соблюдением цельности и связности высказывания;

— умеет составлять творческие рассказы;

— осуществляет слуховую и слухопроизносительную дифференциацию звуков по всем дифференциальным признакам;

— владеет простыми формами фонематического анализа, способен осуществлять сложные формы фонематического анализа (с постепенным переводом речевых умений во внутренний план), осуществляет операции фонематического синтеза;

— владеет понятиями «слово» и «слог», «предложение»;

— осознает слоговое строение слова, осуществляет слоговой анализ и синтез слов (двухсложных с открытыми, закрытыми слогами, трехсложных с открытыми слогами, односложных);

— умеет составлять графические схемы слогов, слов, предложений;

— знает печатные буквы (без употребления алфавитных названий), умеет их воспроизводить;

— правильно произносит звуки (в соответствии с онтогенезом);

— воспроизводит слова различной звукослоговой структуры (изолированно и в условиях контекста).

Социально-коммуникативное развитие.

Ребенок:

— владеет основными продуктивной деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности: в игре, общении, конструировании и др.;

— выбирает род занятий, участников по совместной деятельности, избирательно и устойчиво взаимодействует с детьми;

— участвует в коллективном создании замысла в игре и на занятиях;

— передает как можно более точное сообщение другому, проявляя внимание к собеседнику;

— регулирует свое поведение в соответствии с усвоенными нормами и правилами, проявляет кооперативные умения в процессе игры, соблюдая отношения партнерства, взаимопомощи, взаимной поддержки (сдерживает агрессивные реакции, справедливо распределяет роли, помогает друзьям и т. п.);

— отстаивает усвоенные нормы и правила перед ровесниками и взрослыми;

— использует в играх знания, полученные в ходе экскурсий, наблюдений, знакомства с художественной литературой, картинным материалом, народным творчеством, историческими сведениями, мультфильмами и т. п.;

— переносит ролевые действия в соответствии с содержанием игры на ситуации, тематически близкие знакомой игре;

— стремится к самостоятельности, проявляет относительную независимость от взрослого.

Познавательное развитие.

Ребенок:

— обладает сформированными представления о форме, величине, пространственных отношениях элементов конструкции, умеет отражать их в речи;

— использует в процессе продуктивной деятельности все виды словесной регуляции: словесного отчета, словесного сопровождения и словесного планирования деятельности;

— выполняет схематические рисунки и зарисовки выполненных построек (по групповому и индивидуальному заданию);

— самостоятельно анализирует объемные и графические образцы, создает конструкции на основе проведенного анализа;

— воссоздает целостный образ объекта из разрезных предметных и сюжетных картинок, сборно-разборных игрушек, иллюстрированных кубиков и пазлов;

— устанавливает причинно-следственные связи между условиями жизни, внешними и функциональными свойствами в животном и растительном мире на основе наблюдений и практического экспериментирования;

— демонстрирует сформированные представления о свойствах и отношениях объектов;

— моделирует различные действия, направленные на воспроизведение величины, формы предметов, протяженности, удаленности с помощью пантомимических, знаково-символических графических и других средств на основе предварительного тактильного и зрительного обследования предметов и их моделей;

— владеет элементарными математическими представлениями: количество в пределах десяти, знает цифры 0, 1 — 9 в правильном и зеркальном (перевернутом) изображении, находит их среди наложенных друг на друга изображений, соотносит их с количеством предметов; решает простые арифметические задачи устно, используя при необходимости в качестве счетного материала символические изображения (палочки, геометрические фигуры); определяет пространственное расположение предметов относительно себя (впереди, сзади, рядом со мной, надо мной, подо мной), геометрические фигуры и тела.

— определяет времена года (весна, лето, осень, зима), части суток (утро, день, вечер, ночь);

— использует в речи математические термины, обозначающие величину, форму, количество, называя все свойства, присущие объектам, а также свойства, не присущие объектам, с использованием частицы не;

— владеет разными видами конструирования (из бумаги, природного материала, деталей конструктора);

— создает предметные и сюжетные композиции из строительного материала по образцу, схеме, теме, условиям, замыслу (восемь-десять деталей);

Речевое развитие.

Ребенок:

— самостоятельно получает новую информацию (задает вопросы, экспериментирует);

— правильно произносит все звуки, замечает ошибки в звукопроизношении;

— грамотно использует все части речи, строит распространенные предложения;

— владеет словарным запасом, связанным с содержанием эмоционального, бытового, предметного, социального и игрового опыта детей;

— использует обобщающие слова, устанавливает и выражает в речи антонимические и синонимические отношения;

— объясняет значения знакомых многозначных слов;

— пересказывает литературные произведения, по иллюстративному материалу (картинкам, картинам, фотографиям), содержание которых отражает эмоциональный, игровой, трудовой, познавательный опыт детей;

— пересказывает произведение от лица разных персонажей, используя языковые (эпитеты, сравнения, образные выражения) и интонационно- образные (модуляция голоса, интонация) средства выразительности речи;

— выполняет речевые действия в соответствии с планом повествования, составляет рассказы по сюжетным картинкам и по серии сюжетных картинок, используя графические схемы, наглядные опоры;

— отражает в речи собственные впечатления, представления, события своей жизни, составляет с помощью взрослого небольшие сообщения, рассказы «из личного опыта»;

— владеет языковыми операции, обеспечивающими овладение грамотой.

Художественно-эстетическое развитие.

Ребенок:

— стремится к использованию различных средств и материалов в процессе изобразительной деятельности (краски, карандаши, волоконные карандаши, восковые мелки, пастель, фломастеры, цветной мел для рисования, пластилин, цветное и обычное тесто для лепки, различные виды бумаги, ткани для аппликации и т. д.);

— владеет разными способами вырезания (из бумаги, сложенной гармошкой, сложенной вдвое и т.п.);

— знает основные цвета и их оттенки, смешивает и получает оттеночные цвета красок;

— понимает доступные произведения искусства (картины, иллюстрации к сказкам и рассказам, народная игрушка: семеновская матрешка, дымковская и богородская игрушка);

— умеет определять замысел изображения, словесно его формулировать, следовать ему в процессе работы и реализовывать его до конца, объяснять в конце работы содержание получившегося продукта деятельности;

— эмоционально откликается на воздействие художественного образа, понимает содержание произведений и выражает свои чувства и эмоции с помощью творческих рассказов;

— проявляет интерес к произведениям народной, классической и современной музыки, к музыкальным инструментам;

— имеет элементарные представления о видах искусства;

— воспринимает музыку, художественную литературу, фольклор;

— сопереживает персонажам художественных произведений.

Физическое развитие.

Ребенок:

— выполняет основные виды движений и упражнения по словесной инструкции взрослых;

— выполняет согласованные движения, а также разноименные и разнонаправленные движения;

— выполняет разные виды бега;

— сохраняет заданный темп (быстрый, средний, медленный) во время ходьбы;

— осуществляет элементарное двигательное и словесное планирование действий в ходе спортивных упражнений;

— знает и подчиняется правилам подвижных игр, эстафет, игр с элементами спорта;

— владеет элементарными нормами и правилами здорового образа жизни (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).

Каждая ступень «Программы» включает логопедическую работу и работу по пяти образовательным областям, определенным ФГОС ДО. В совокупности они позволяют обеспечить коррекционно-образовательную работу с дошкольниками с тяжелыми нарушениями речи комплексно и многоаспектно.

Очень большим достоинством программы Лопатиной, на наш взгляд, является то, что для каждой ступени обучения (младший, средний, старший дошкольный возраст) разработано содержание работы педагога по всем образовательным областям и логопедии, включающее такую форму работы, как создание образовательных ситуаций для усвоения ребенком материала в доступной форме, а также разработаны педагогические ориентиры для каждого направления работы. Такой подход, по нашему мнению, значительно облегчает работу педагогов по разработке образовательных результатов с учетом тяжести нарушения речи и индивидуальными особенностями каждого ребенка с ТНР.

Вывод: таким образом, представленный анализ целевых ориентиров проекта основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под. ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой и М. А. Васильевой по ФГОС ДО и примерных адаптивных программ: программы коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с ТНР (ОНР) с 3 до 7 лет (автор Н. В. Нищева) и основной образовательной программы для детей с ТНР (под ред. Лопатиной) — показывает, что в группах комбинированной направленности на этапе завершения дошкольного детства необходимо дифференцированно подходить к оценке детского развития, учитывая влияние тяжести нарушения на особенности усвоения ребенком программного материала, и вариативность и разнообразие общеобразовательных и адаптивных программ сегодня позволяют педагогам разработать в учреждении подходы к разработке индивидуальной оценки детского развития, в том числе и детей с ОВЗ.

Автор: Андреева Татьяна Александровна
Должность: заместитель заведующего по воспитательно-методической работе
Место работы: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Магадана «Детский сад комбинированного вида № 66»
Месторасположение: г. Магадан

Дата изменения: 28.04.2020
Дата публикации: 29.10.2014




Опубликовано в разделах:




Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *