Автор: Громова Елена Петровна
Должность: воспитатель
Место работы: БДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №16»
Месторасположение: г. Грязовец, Вологодская область, Россия
Частица Северного края —
Грязовецкая земля.
Ты вологодская, родная,
Ты необъятная моя
(«Живи и помни, грязовчанин»)
Региональный компонент содержания дошкольного образования определяет систему воспитательно—образовательной деятельности в дошкольных учреждениях по формированию у детей знаний о родном крае, его особенностях, достопримечательностях, о замечательных людях нашего края и его литературной жизни.
Содержание регионального компонента ориентировано на развитие и воспитание детей с учётом культурных региональных традиций, которые будут способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, патриотических и гражданских чувств.
Дошкольный возраст — первая и важнейшая ступень в развитии литературно — образованного человека. От того, какие взаимоотношения между ребёнком и книгой возникнут в детстве, зависит его дальнейшие отношения с искусством слова.
Привить ребенку любовь к чтению — это непростая задача. Современный дошкольник живет в окружении огромного количества источников информации. Телевидение, компьютер с его возможностями, Интернет… Книга тоже есть в этом списке, но в наш стремительный век ее как-то отодвинули в сторону…
Взрослые, окружающие ребенка, должны сделать все возможное для того, чтобы общение с книгой стало необходимой частью жизни ребенка.
Общение с книгой — важное условие развития фантазии ребенка. А уж с тем, что любое литературное произведение помогает понять, что хорошо, а что плохо (при почти иногда полном отсутствии жизненного опыта у ребенка), формирует нравственные принципы и культурные ценности, вряд ли кто-то станет спорить. И никакой художественный фильм не заменит тесного контакта с книгой детских писателей и поэтов, особенно если произведение звучит из уст родных людей, будь это мама или бабушка. Домашнее чтение — одно из средств духовно-нравственного воспитания, при этом оно не только обогащает и детей, и их родителей знаниями о семье, чистоте отношений, послушании, совести, добре и зле, но и сближает всех членов семьи, кровных родных, близких людей разных поколений и разного жизненного опыта.
Поэтому, одна из самых важных вещей, которую должны сделать родители для развития своих детей — начать читать и как можно раньше и чаще.
Совместное чтение — прекрасный способ дать ребёнку возможность почувствовать себя любимым. Воспоминания об этих счастливых моментах остаются с нами на всю жизнь.
Повзрослев, дети будут вспоминать, как читали им родители, и будут читать своим детям. Традиции укрепляют семью, и чтение вслух — прекрасная традиция, которой нужно следовать.
Литературная жизнь Грязовца богата и насыщена.
Произведения поэтов — грязовчан способны обогатить детей впечатлениями, воспитать интерес и любовь к литературе, родному слову, развить речь, расширить представления о животном и растительном мире, воспитать доброту, отзывчивость.
Поэт, пишущий для детей, всегда педагог. О чем бы он не писал, его стихи несут в себе определённый нравственно — эстетический духовный заряд и любовь к своей родине.
Детский писатель — одна из редких профессий нашего времени.
Второй год работаю по проекту «Тихая моя родина» построенную на стихах нашей грязовецкой поэтессы Л.К.Силановой о природе.
Во всех детских садах читают её книги и рисуют к ним иллюстрации, а поэтесса приходит в детские сады и встречается со своими друзьями.
Лидия Константиновна начала писать свои стихи после поездки на мемориал перезахоронения погибших воинов, когда нашла останки своего отца — Седунова К.Д. После этой поездки перенесла тяжёлый стресс, который подтолкнул её к написанию рифмованных строк об отце (март 2000года). Начала писать стихи в 64 года. Через полтора года, когда подросли внуки, пришло вдохновение писать детские стихи: о природе, о животных, загадки, а также частушки и очень много стихов посвящений к разным датам, разным людям и к дням памяти.
За время работы по проекту нами была собрана библиотечка детских стихов, выпущенных в свет сборников: «Я по радуге-дуге», «Жизнь лишь раз дается нам», «Разливается эхо росой», «Любите женщину», «Грязовецкие зори», «Строчки, словно кружево», «Чудеса живут везде», «Закружились карусели».
В стихах Лидии Константиновны, разумно сочетаются познавательный, информационный, эмоциональный и игровой аспекты. Их можно рекомендовать детям любого возраста.
В среднем и старшем дошкольном возрасте дети уже имеют некоторый опыт восприятия образов живой природы, им понятны простые иллюстрации к стихам, несложные репродукции.
В результате целенаправленной работы дети самостоятельно накапливают чувственный опыт, на основе которого сопоставляют несложные поэтические и художественные образы. Живое наблюдение природы способствует восприятию ее в стихах. Рассматривание иллюстраций, картин о природе конкретизирует это восприятие, делает его более осмысленным. Знакомясь одновременно с иллюстрацией и поэтическим произведением, ребенок реально представляет различные способы передачи выразительности образов и воспроизводит это в своих рисунках.
Стихотворения о природе помогают ребенку правильно представить себе ту или иную ситуацию. Определенные слова часто указывают на место происходящего действия. Так, Л.К. Силанова в стихотворении «Гуси» воспроизводит картину, отмечая, где происходит действие: «На дворе гуляют гуси», «На крыльце сидит Маруся». Эпитеты-прилагательные («лист багряный», «бор зелёный»), олицетворения («рыбка тихо дремлет»), сравнения («зима в белых сапогах») помогают выразить
общее настроение стихотворения.
Повторение одних и тех же слов усиливает значение какого-то образа, подчеркивая его уникальность. Чтобы дать возможность маленькому читателю почувствовать не просто радость, а восторг от наступления весны, Л.К. пишет: «Снегу мало, снег осел…» («Выходи весна на круг») или «Бор зелёный, бор весенний…». («И поёт весенний бор»).
Поэтические произведения являются наиболее эффективными и специфичными средствами развития творческого подхода ребенка к восприятию окружающего мира. Влияние выразительной стороны поэтического образа проявляется в передаче ребенком своего эмоционального отношения к природе.
Под влиянием систематического обучения восприятию текста чувства детей усложняются: они начинают распознавать эстетические качества самого художественного образа, проникаться настроением произведения, что способствует развитию их нравственных качеств, в частности, любви к малой Родине.
Актуальность проекта обусловлена следующими проблемами: «Образование должно быть направлено на воспитание уважения к родителям ребенка, его культурной самобытности, языку, к национальным ценностям страны, в которой ребенок проживает» («Конвенция о правах ребенка», статья 29)
Идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становятся задачей государственной важности. Положительные изменения произошли и в дошкольном образовании: введен региональный компонент в образовательный и воспитательный процесс ДОУ.
В дошкольном образовании ознакомление с окружающим миром осуществляется через традиции окружающей социально культурной среды. При этом очень важно привить детям чувство любви к культурным ценностям родного края.
В каждом регионе, каждом уголке России живут замечательные люди, прославившие свой край. Знакомство с их творчеством обусловлено пониманием значимости этой проблемы с одной стороны, и недостаточным уровнем знаний детей о родном крае с другой.
В соответствии с требованиями закона РФ «Об образовании», а также с существующими проблемами модернизации современного образования, в том числе и восприятия художественного слова, возникла необходимость в новых подходах к организации знакомства с художественной литературой в ДОУ
Известно, что читательский опыт начинает закладываться с самого раннего детства.
Прививая любовь к книге, мы помогаем ребенку познавать окружающий мир и себя в нем, формировать нравственные чувства и оценки, развивать восприятие художественного слова.
К сожалению, в настоящее время существует проблема — дети не любят слушать и читать художественную литературу, — они очень увлечены компьютерными технологиями. Компьютер отнимает все свободное время наших глубоко мыслящих детей!
Некогда самая читающая в мире страна сегодня столкнулась с серьезной проблемой: современные дети не тянутся к книге, не любят читать, не воспринимают общение с художественной литературой как жизненную необходимость. Родители жалуются, что дети перестали слушать и читать книги. Победа, к сожалению, достается пресловутым «стрелялкам» и «квестам». Родители и педагоги, отчаявшиеся в попытках усадить детей за книги, уже иногда допускают и такие мысли, что в век телевизоров и компьютеров чтение не так уж и необходимо — ведь с шедеврами мирового искусства можно познакомиться и другими способами, — что настал другой век, где все должно совершаться по-другому, по-скоростному, по-деловому. То есть так, чтобы не тратить время на сидение с книгой в руках. Но такая точка зрения не только ошибочна, но и опасна.
Опыт и практика всей мировой цивилизации показывают, что без чтения нет человека, нет личности. Книга стала тем незаменимым инструментом, который помогает сформировать нравственные принципы, моральные устои и культурные ценности, овладеть информацией, что накапливалась веками, развить фантазию, научить думать, анализировать, оценивать собственные и чужие поступки. Именно книга представляет собой объект эстетического наслаждения, превращает неизбежные в жизни часы скуки и безделья в увлекательную возможность перенестись в другие миры, в другие времена.
Гипотеза.
Мы предположили, что приобщение детей к творчеству Л.К. Силановой, поможет:
— овладеть выразительностью речи,
— познавать окружающий мир,
— развивать устойчивый интерес к поэзии, природе,
— познакомить с творчеством нашего земляка.
Целью проекта стало воспитание любви к родному краю, формирование у детей внимания к духовной культуре своего народа.
Задачи проекта:
— Знакомить детей с литературным творчеством грязовецких поэтов и писателей.
— Развивать познавательную активность, творческие способности на материале близком, доступном, значимом для истории родного края.
— Показать взаимосвязь поэтического творчества с окружающей природой.
— Учить детей эмоционально воспринимать содержание художественных произведений и выражать свои впечатления в рисунке, аппликации, играх, высказываниях….
Принципы реализации проекта
Дети дошкольного возраста эмоциональны, любознательны, отзывчивы на все новое.
Принцип индивидуализации — образовательного процесса, обеспечивает каждому ребенку признание собственной важности и необходимости в коллективе. Каждый видит результаты, преодолевает трудности, радуясь своим силам и успехам.
Принцип системности — материал, определенным образом упорядоченный в четкую целостную систему с простым принципом построения.
Принцип доступности — близкая возрасту тематика, простота, доступность словесных образов, доступность языка и соответствие содержания литературного произведения интересам детей.
Используемые произведения должны быть несколько выше уровня развития детей, чтобы стимулировать их рост. Ребенку интересно не только тогда, когда легко, но и тогда, когда он преодолевает трудности, радуясь своим силам и успехам.
— культурологический принцип — приобщение к культуре родного края (в том числе и экологической).
— принцип регионализации — для решения задач экологического образования должны быть подобраны объекты, явления (региональные) доступные ребенку, сущность которых он может познать в процессе детской деятельности.
— принцип преемственности — предполагает разновозрастное сотрудничество
— принцип деятельностного подхода — принцип деятельности в отношениях «ребенок — природа»
Участники проекта:
1. Воспитатели
2. Дети средней, старшей группы
3. Родители
4. Специалисты ДОУ
Место проведения:
БДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 16» г.Грязовца
Вид проекта:
Групповой, познавательно-творческий.
Тип проекта:
— по составу участников — групповой (дети, родители, педагоги) ;
— по целевой установке — информационно — практико — ориентированный, исследовательский, творческий (участники проекта собирают информацию, реализуют ее, результаты оформляют в виде творческих выставок, конкурсов, проведении заключительных мероприятий: литературная гостиная, концерт)
Срок реализации:
Долгосрочный: 2012/13 уч.год — средняя группа; 2013/14 уч. год — старшая группа
Организация деятельности участников проекта:
взаимодействие и сотрудничество всех участников проекта.
Формы организации работы:
— совместная деятельность детей
— самостоятельная деятельность детей
— разновозрастное сотрудничество
— совместная деятельность детей и взрослых
Интеграция образовательных областей:
— знакомство с художественной литературой
— познание (речевое развитие)
— социализация (игра)
— художественно-творческая деятельность (рисование, лепка, конструирование
— музыкальное воспитание.
Этапы работы над проектом:
— работа по проекту. На протяжении этого этапа у детей формируются знания, умения и навыки.
1 этап —подготовительный:
Деятельность педагога: формирует цель, задачи, планирует деятельность
Деятельность детей: Вхождение в проблему. Вживание в познавательную и игровую ситуации. Принятие задачи.
Деятельность родителей: знакомятся с темой, целью, задачами, участвуют в планировании работы по проекту.
2 этап — основной:
Деятельность педагога: организация деятельности детей и родителей по проекту, оказываю им практическую помощь. Организую интеграцию работы специалистов, детей и родителей.
Деятельность детей: Выполнение детьми исследования и работа над проектом
Деятельность родителей: Родители принимают активное участие в реализации проекта.
3 этап — заключительный:
2012 — 2013 г. итоговое мероприятие: Встречи в литературной гостиной «Закружились карусели»
2013 — 2014 г. итоговое мероприятие «Ребятам о зверятах»
Содержание работы по проекту
— чтение поэтических произведений, заучивание
— праздники поэзии, конкурсы стихов (разновозрастное сотрудничество)
— драматизация
— совместные творческие задания для детей и родителей
— игры — имитации, игры — превращения
— прогулки — наблюдения за природными изменениями
— художественно — творческая деятельность детей и родителей (выставка рисунков, оформление альбомов, книжек — малышек)
— мини — библиотека (выставка)
— физкультминутки на стихи
— организация предметно — развивающей среды в группе
— составление кроссвордов
— непосредственно образовательная деятельность
— просмотр слайдовых презентаций, иллюстраций, фотографий;
— беседы;
— папки-передвижки для родителей;
— опросы, анкетирование;
— участие в конкурсах
Ожидаемые результаты:
1. Приобретение знаний детей о жизни и творчестве грязовецкой поэтессы Л.К.Силановой.
2. Проявление у дошкольников желания обращаться к книге не только для развлечения, но и приобретения знаний.
3. Привлечение родителей к семейному чтению, (развитие традиции).
4. Создание в группе необходимых условий по ознакомлению детей с творчеством Л.К.Силановой:
— Создание библиотеки произведений Л.К. Силановой.
— Выставка рисунков к стихам Л.К. Силановой.
5. Укрепление взаимосвязи участников образовательного процесса.
6. Участие в творческих конкурсах.
Критерии оценивания.
Оценка эффективности по итогам работы проявляется по трем направлениям: дети, родители, педагоги.
Дети (опрос, наблюдение):
— знание основных аспектов биографии Л.К.Силановой;
— знание произведений Л.К.Силановой ;
— интерес, проявленный в работах.
Родители:
— процент участия родителей в совместных мероприятиях;
— процент участия родителей в подготовке условий для деятельности детей;
— процент участия родителей в выставке рисунков по стихам Л.К.Силановой.
Ресурсы:
1. Информационные:
— фото-видео материалы;
— библиотечный фонд.
2. Научно-методические:
— методическая работа с воспитателями;
— консультативная работа с родителями.
3. Дидактическое обеспечение:
— подбор иллюстраций к стихам Л.К. Силановой;
— побор открыток, фотографий;
— оформление книжного уголка в группе.
4. Кадровые:
— воспитатели.
— специалисты ДОУ.
5. ТСО:
— проектор;
— ноутбук;
— фотоаппарат;
— музыкальный центр.
Разработанное нами планирование будет способствовать:
— эффективному и системному усвоению детьми знаний о жизни и творчестве Л.К. Силановй;
— развитию единого образовательного пространства детского сада и семьи в рамках проекта.
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ ПО ПРОЕКТУ НА ГОД
Подготовительный этап
— «Круглый стол»: Обсуждение целей проекта, условий для реализации проекта, подбор информации по теме.
— Анкетирование родителей: Выявление проблемы, подбор информации по выявленным проблемам
— Консультация для родителей: Повысить информационный уровень, осведомленность родителей в данном вопросе
— Совместное создание условий для реализации проекта: Сформировать интерес родителей к теме проекта
— Акция «Подари книгу группе»: Создать библиотеку в группе
— Подготовка презентаций: Для дальнейшей работы
Основной этап
— Виртуальная экскурсия по произведениям Л.К. Силановой: Знакомство детей с биографией Л.К. Силановой
— Формирование книжного уголка: Создать усилиями детей и родителей книжный уголок.
— Чтение произведений Л.К.Силановой: Продолжать развивать интерес к художественной литературе.
— Драматизация. Инсценировки. Песни. Танцы. Прослушивание музыки: Передавать в театрализованной и музыкальной деятельности характеры героев произведения.
— Привлечь родителей к изготовлению костюмов: Привлечь детей к концертной деятельности
— Выставка рисунков: Передавать в рисунке эпизоды понравившихся стихов. Вовлечение родителей в жизнь ДОУ.
— Составление кроссвордов: Решение дома, составление своих.
— Изготовление книжек малышек: Пополнение групповой библиотечки, для подарков малышам.
— Встречи с интересными людьми: Рассказ поэтессы о работа над стихами.
— Исследовательская деятельность: Работа на экологической тропе
— Участие в творческих конкурсах: Предоставить детям возможность выделить лучшие работы, лучших участников, помогают сплотить коллектив, объединить его общей идеей, раскрыть творческий потенциал и личностные возможности каждого его участника.
Заключительный этап
— Анализ знаний детей полученных в ходе реализации проекта.
— Обработка и оформление материалов проекта.
— Итоговое мероприятие.
Были получены следующие результаты:
1. Дети приобрели знания о жизни и творчестве Л.К.Силановой.
2. У дошкольников проявляются желания обращаться к книге не только для развлечения, но и приобретения знаний (возросло до 90%).
3. У родителей возрос интерес к семейному чтению литературных произведений (до 80%).
4. В группах созданы необходимые условия по ознакомлению детей с творчеством Л.К. Силановой.
5. Создание мини-библиотек в разных возрастных группах.
6. Организована выставка рисунков.
7. Оформлены режиссерские игры «Домашние животные», «Дикие животные»
8. Укреплены взаимосвязи участников образовательного процесса.
9. Проведены мероприятия:
— Встречи в литературной гостиной «Закружились карусели»
— Концерт для малышей «Ребятам о зверятах»
— познавательный проект «Солнышко»
— НОД «Солнце — тепло, свет, жизнь»
В перспективе планируем использовать следующие формы работы:
— Встреча с интересными людьми (поэтами)
— экскурсии в библиотеку
— работа с газетными публикациями
— поэтические гостиные
— литературные викторины
— самодеятельные игры по сюжетам понравившихся литературных произведений
Методическая литература:
1. Вологодские писатели — детям: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений / Авторы — составители: Е.И. Касаткина, Н.А. Реуцкая, В.М. Кузнецова, О.В. Лисенкова, И.В. Лыскова; Научный редактор Е.И. Касаткина. — Вологда: Издательский центр ВИРО, 2007. — 104с.
2. Бережнова О.В., Тимофеева Л.Л.
Проектирование образовательной деятельности в детском саду: современные подходы. Методическое пособие. — М.: Издательский дом «Цветной мир», 2013. — 144с.
3. Чебан А.Я., Бурлакова Л.Л.
Знакомим дошкольников с народной культурой. — М.: ТЦ Сфера, 2011. — 128с. — (Библиотека Воспитателя) (4).
4. Алябьева Е.А.
Читаем детям 3 — 7 лет. — М.: ТЦ Сфера, 2009. — 128с. (Библиотека журнала «Воспитатель ДОУ») (5).
5. Развитие речи и творчества дошкольников: Игры, упражнения, конспекты занятий / Под ред. О.С. Ушаковой. — М.: ТЦ Сфера, 2001. — 144с.; 16с. Илл.
6. Кондрыкинская Л.А., Вострухина Т.Н.
Художественная литература в развитии творческих способностей старших дошкольников. — М.: Издательство «Скрипторий2003», 2006. — 232с.
7. Шорыгина Т.А.
Стихи и сказки о родной природе. — М.: ТЦ Сфера, 2005. — 128с. — (Вместе с детьми).
8. Дидактические игры краеведческого содержания. Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений. Под ред. Е.И. Касаткина. — Вологда: Издательский центр ВИРО, 2008. — 56с.
Детская литература:
1. Силанова Л.К.
Моя родин — мой уголок: Стихи / /Л.К. Силанова. —Грязовец, 2006. — 32с.
2. Силанова Л.К.
«Шесть гвоздик на снегу…»: Сборник стихов / Л. Силанова; Компьютерная вёрстка и дизайн В.А. Губницын. — Грязовец, 2008г. −36с: ил.
3. Силанова Л.К.
Жизнь лишь раз дается нам…: Сборник стихов / Л.К. Силанова. — Грязовец, 2007. — 30с.
4. Силанова Л.К.
Любите женщину: Сборник стихов / Л. Силанова. — Грязовец, 2007. — 40с.
5. Явилась муза благодатна…: Сборник стихов / Л.К. Силанова. — Грязовец, 2009. — 48с.
6. Силанова Л.К.
Разнотравье. Сборник стихов / Л.К. Силанова. — Грязовец, 2013. — 48с.
7. Силанова Л.К.
Строчки, словно кружева. Сборник детских стихов / Л.К. Силанова. — Грязовец, 2012. — 36с.
8. Силанова Л.К.
Закружились карусели: Сборник стихов / Л.К. Силанова. — Грязовец, 2009. — 28с.
Автор: Громова Елена Петровна
Должность: воспитатель
Место работы: БДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №16»
Месторасположение: г. Грязовец, Вологодская область, Россия
Дата изменения: 21.08.2014
Дата публикации: 23.05.2014