Познавательно – творческий проект «ТИХАЯ МОЯ РОДИНА»

Автор: Громова Елена Петровна
Должность: воспитатель
Место работы: БДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №16»
Месторасположение: г. Грязовец, Вологодская область, Россия

Частица Северного края —

Грязовецкая земля.

Ты вологодская, родная,

Ты необъятная моя

(«Живи и помни, грязовчанин»)

Региональный компонент содержания дошкольного образования определяет систему воспитательно—образовательной деятельности в дошкольных учреждениях по формированию у детей знаний о родном крае, его особенностях, достопримечательностях, о замечательных людях нашего края и его литературной жизни.

Содержание регионального компонента ориентировано на развитие и воспитание детей с учётом культурных региональных традиций, которые будут способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, патриотических и гражданских чувств.

Дошкольный возраст — первая и важнейшая ступень в развитии литературно — образованного человека. От того, какие взаимоотношения между ребёнком и книгой возникнут в детстве, зависит его дальнейшие отношения с искусством слова.

Привить ребенку любовь к чтению — это непростая задача. Современный дошкольник живет в окружении огромного количества источников информации. Телевидение, компьютер с его возможностями, Интернет… Книга тоже есть в этом списке, но в наш стремительный век ее как-то отодвинули в сторону…

Взрослые, окружающие ребенка, должны сделать все возможное для того, чтобы общение с книгой стало необходимой частью жизни ребенка.

Общение с книгой — важное условие развития фантазии ребенка. А уж с тем, что любое литературное произведение помогает понять, что хорошо, а что плохо (при почти иногда полном отсутствии жизненного опыта у ребенка), формирует нравственные принципы и культурные ценности, вряд ли кто-то станет спорить. И никакой художественный фильм не заменит тесного контакта с книгой детских писателей и поэтов, особенно если произведение звучит из уст родных людей, будь это мама или бабушка. Домашнее чтение — одно из средств духовно-нравственного воспитания, при этом оно не только обогащает и детей, и их родителей знаниями о семье, чистоте отношений, послушании, совести, добре и зле, но и сближает всех членов семьи, кровных родных, близких людей разных поколений и разного жизненного опыта.

Поэтому, одна из самых важных вещей, которую должны сделать родители для развития своих детей — начать читать и как можно раньше и чаще.

Совместное чтение — прекрасный способ дать ребёнку возможность почувствовать себя любимым. Воспоминания об этих счастливых моментах остаются с нами на всю жизнь.

Повзрослев, дети будут вспоминать, как читали им родители, и будут читать своим детям. Традиции укрепляют семью, и чтение вслух — прекрасная традиция, которой нужно следовать.

Литературная жизнь Грязовца богата и насыщена.

Произведения поэтов — грязовчан способны обогатить детей впечатлениями, воспитать интерес и любовь к литературе, родному слову, развить речь, расширить представления о животном и растительном мире, воспитать доброту, отзывчивость.

Поэт, пишущий для детей, всегда педагог. О чем бы он не писал, его стихи несут в себе определённый нравственно — эстетический духовный заряд и любовь к своей родине.

Детский писатель — одна из редких профессий нашего времени.

Второй год работаю по проекту «Тихая моя родина» построенную на стихах нашей грязовецкой поэтессы Л.К.Силановой о природе.

Во всех детских садах читают её книги и рисуют к ним иллюстрации, а поэтесса приходит в детские сады и встречается со своими друзьями.

Лидия Константиновна начала писать свои стихи после поездки на мемориал перезахоронения погибших воинов, когда нашла останки своего отца — Седунова К.Д. После этой поездки перенесла тяжёлый стресс, который подтолкнул её к написанию рифмованных строк об отце (март 2000года). Начала писать стихи в 64 года. Через полтора года, когда подросли внуки, пришло вдохновение писать детские стихи: о природе, о животных, загадки, а также частушки и очень много стихов посвящений к разным датам, разным людям и к дням памяти.

За время работы по проекту нами была собрана библиотечка детских стихов, выпущенных в свет сборников: «Я по радуге-дуге», «Жизнь лишь раз дается нам», «Разливается эхо росой», «Любите женщину», «Грязовецкие зори», «Строчки, словно кружево», «Чудеса живут везде», «Закружились карусели».

В стихах Лидии Константиновны, разумно сочетаются познавательный, информационный, эмоциональный и игровой аспекты. Их можно рекомендовать детям любого возраста.

В среднем и старшем дошкольном возрасте дети уже имеют некоторый опыт восприятия образов живой природы, им понятны простые иллюстрации к стихам, несложные репродукции.

В результате целенаправленной работы дети самостоятельно накапливают чувственный опыт, на основе которого сопоставляют несложные поэтические и художественные образы. Живое наблюдение природы способствует восприятию ее в стихах. Рассматривание иллюстраций, картин о природе конкретизирует это восприятие, делает его более осмысленным. Знакомясь одновременно с иллюстрацией и поэтическим произведением, ребенок реально представляет различные способы передачи выразительности образов и воспроизводит это в своих рисунках.

Стихотворения о природе помогают ребенку правильно представить себе ту или иную ситуацию. Определенные слова часто указывают на место происходящего действия. Так, Л.К. Силанова в стихотворении «Гуси» воспроизводит картину, отмечая, где происходит действие: «На дворе гуляют гуси», «На крыльце сидит Маруся». Эпитеты-прилагательные («лист багряный», «бор зелёный»), олицетворения («рыбка тихо дремлет»), сравнения («зима в белых сапогах») помогают выразить

общее настроение стихотворения.

Повторение одних и тех же слов усиливает значение какого-то образа, подчеркивая его уникальность. Чтобы дать возможность маленькому читателю почувствовать не просто радость, а восторг от наступления весны, Л.К. пишет: «Снегу мало, снег осел…» («Выходи весна на круг») или «Бор зелёный, бор весенний…». («И поёт весенний бор»).

Поэтические произведения являются наиболее эффективными и специфичными средствами развития творческого подхода ребенка к восприятию окружающего мира. Влияние выразительной стороны поэтического образа проявляется в передаче ребенком своего эмоционального отношения к природе.

Под влиянием систематического обучения восприятию текста чувства детей усложняются: они начинают распознавать эстетические качества самого художественного образа, проникаться настроением произведения, что способствует развитию их нравственных качеств, в частности, любви к малой Родине.

Актуальность проекта обусловлена следующими проблемами: «Образование должно быть направлено на воспитание уважения к родителям ребенка, его культурной самобытности, языку, к национальным ценностям страны, в которой ребенок проживает» («Конвенция о правах ребенка», статья 29)

Идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становятся задачей государственной важности. Положительные изменения произошли и в дошкольном образовании: введен региональный компонент в образовательный и воспитательный процесс ДОУ.

В дошкольном образовании ознакомление с окружающим миром осуществляется через традиции окружающей социально культурной среды. При этом очень важно привить детям чувство любви к культурным ценностям родного края.

В каждом регионе, каждом уголке России живут замечательные люди, прославившие свой край. Знакомство с их творчеством обусловлено пониманием значимости этой проблемы с одной стороны, и недостаточным уровнем знаний детей о родном крае с другой.

В соответствии с требованиями закона РФ «Об образовании», а также с существующими проблемами модернизации современного образования, в том числе и восприятия художественного слова, возникла необходимость в новых подходах к организации знакомства с художественной литературой в ДОУ

Известно, что читательский опыт начинает закладываться с самого раннего детства.

Прививая любовь к книге, мы помогаем ребенку познавать окружающий мир и себя в нем, формировать нравственные чувства и оценки, развивать восприятие художественного слова.

К сожалению, в настоящее время существует проблема — дети не любят слушать и читать художественную литературу, — они очень увлечены компьютерными технологиями. Компьютер отнимает все свободное время наших глубоко мыслящих детей!

Некогда самая читающая в мире страна сегодня столкнулась с серьезной проблемой: современные дети не тянутся к книге, не любят читать, не воспринимают общение с художественной литературой как жизненную необходимость. Родители жалуются, что дети перестали слушать и читать книги. Победа, к сожалению, достается пресловутым «стрелялкам» и «квестам». Родители и педагоги, отчаявшиеся в попытках усадить детей за книги, уже иногда допускают и такие мысли, что в век телевизоров и компьютеров чтение не так уж и необходимо — ведь с шедеврами мирового искусства можно познакомиться и другими способами, — что настал другой век, где все должно совершаться по-другому, по-скоростному, по-деловому. То есть так, чтобы не тратить время на сидение с книгой в руках. Но такая точка зрения не только ошибочна, но и опасна.

Опыт и практика всей мировой цивилизации показывают, что без чтения нет человека, нет личности. Книга стала тем незаменимым инструментом, который помогает сформировать нравственные принципы, моральные устои и культурные ценности, овладеть информацией, что накапливалась веками, развить фантазию, научить думать, анализировать, оценивать собственные и чужие поступки. Именно книга представляет собой объект эстетического наслаждения, превращает неизбежные в жизни часы скуки и безделья в увлекательную возможность перенестись в другие миры, в другие времена.

Гипотеза.

Мы предположили, что приобщение детей к творчеству Л.К. Силановой, поможет:

— овладеть выразительностью речи,

— познавать окружающий мир,

— развивать устойчивый интерес к поэзии, природе,

— познакомить с творчеством нашего земляка.

Целью проекта стало воспитание любви к родному краю, формирование у детей внимания к духовной культуре своего народа.

Задачи проекта:

— Знакомить детей с литературным творчеством грязовецких поэтов и писателей.

— Развивать познавательную активность, творческие способности на материале близком, доступном, значимом для истории родного края.

— Показать взаимосвязь поэтического творчества с окружающей природой.

— Учить детей эмоционально воспринимать содержание художественных произведений и выражать свои впечатления в рисунке, аппликации, играх, высказываниях….

Принципы реализации проекта

Дети дошкольного возраста эмоциональны, любознательны, отзывчивы на все новое.

Принцип индивидуализации — образовательного процесса, обеспечивает каждому ребенку признание собственной важности и необходимости в коллективе. Каждый видит результаты, преодолевает трудности, радуясь своим силам и успехам.

Принцип системности — материал, определенным образом упорядоченный в четкую целостную систему с простым принципом построения.

Принцип доступности — близкая возрасту тематика, простота, доступность словесных образов, доступность языка и соответствие содержания литературного произведения интересам детей.

Используемые произведения должны быть несколько выше уровня развития детей, чтобы стимулировать их рост. Ребенку интересно не только тогда, когда легко, но и тогда, когда он преодолевает трудности, радуясь своим силам и успехам.

культурологический принцип — приобщение к культуре родного края (в том числе и экологической).

принцип регионализации — для решения задач экологического образования должны быть подобраны объекты, явления (региональные) доступные ребенку, сущность которых он может познать в процессе детской деятельности.

принцип преемственности — предполагает разновозрастное сотрудничество

принцип деятельностного подхода — принцип деятельности в отношениях «ребенок — природа»

Участники проекта:

1. Воспитатели

2. Дети средней, старшей группы

3. Родители

4. Специалисты ДОУ

Место проведения:

БДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 16» г.Грязовца

Вид проекта:

Групповой, познавательно-творческий.

Тип проекта:

— по составу участников — групповой (дети, родители, педагоги) ;

— по целевой установке — информационно — практико — ориентированный, исследовательский, творческий (участники проекта собирают информацию, реализуют ее, результаты оформляют в виде творческих выставок, конкурсов, проведении заключительных мероприятий: литературная гостиная, концерт)

Срок реализации:

Долгосрочный: 2012/13 уч.год — средняя группа; 2013/14 уч. год — старшая группа

Организация деятельности участников проекта:

взаимодействие и сотрудничество всех участников проекта.

Формы организации работы:

— совместная деятельность детей

— самостоятельная деятельность детей

— разновозрастное сотрудничество

— совместная деятельность детей и взрослых

Интеграция образовательных областей:

— знакомство с художественной литературой

— познание (речевое развитие)

— социализация (игра)

— художественно-творческая деятельность (рисование, лепка, конструирование

— музыкальное воспитание.

Этапы работы над проектом:

— работа по проекту. На протяжении этого этапа у детей формируются знания, умения и навыки.

1 этап —подготовительный:

Деятельность педагога: формирует цель, задачи, планирует деятельность

Деятельность детей: Вхождение в проблему. Вживание в познавательную и игровую ситуации. Принятие задачи.

Деятельность родителей: знакомятся с темой, целью, задачами, участвуют в планировании работы по проекту.

2 этап — основной:

Деятельность педагога: организация деятельности детей и родителей по проекту, оказываю им практическую помощь. Организую интеграцию работы специалистов, детей и родителей.

Деятельность детей: Выполнение детьми исследования и работа над проектом

Деятельность родителей: Родители принимают активное участие в реализации проекта.

3 этап — заключительный:

2012 — 2013 г. итоговое мероприятие: Встречи в литературной гостиной «Закружились карусели»

2013 — 2014 г. итоговое мероприятие «Ребятам о зверятах»

Содержание работы по проекту

— чтение поэтических произведений, заучивание

— праздники поэзии, конкурсы стихов (разновозрастное сотрудничество)

— драматизация

— совместные творческие задания для детей и родителей

— игры — имитации, игры — превращения

— прогулки — наблюдения за природными изменениями

— художественно — творческая деятельность детей и родителей (выставка рисунков, оформление альбомов, книжек — малышек)

— мини — библиотека (выставка)

— физкультминутки на стихи

— организация предметно — развивающей среды в группе

— составление кроссвордов

— непосредственно образовательная деятельность

— просмотр слайдовых презентаций, иллюстраций, фотографий;

— беседы;

— папки-передвижки для родителей;

— опросы, анкетирование;

— участие в конкурсах

Ожидаемые результаты:

1. Приобретение знаний детей о жизни и творчестве грязовецкой поэтессы Л.К.Силановой.

2. Проявление у дошкольников желания обращаться к книге не только для развлечения, но и приобретения знаний.

3. Привлечение родителей к семейному чтению, (развитие традиции).

4. Создание в группе необходимых условий по ознакомлению детей с творчеством Л.К.Силановой:

— Создание библиотеки произведений Л.К. Силановой.

— Выставка рисунков к стихам Л.К. Силановой.

5. Укрепление взаимосвязи участников образовательного процесса.

6. Участие в творческих конкурсах.

Критерии оценивания.

Оценка эффективности по итогам работы проявляется по трем направлениям: дети, родители, педагоги.

Дети (опрос, наблюдение):

— знание основных аспектов биографии Л.К.Силановой;

— знание произведений Л.К.Силановой ;

— интерес, проявленный в работах.

Родители:

— процент участия родителей в совместных мероприятиях;

— процент участия родителей в подготовке условий для деятельности детей;

— процент участия родителей в выставке рисунков по стихам Л.К.Силановой.

Ресурсы:

1. Информационные:

— фото-видео материалы;

— библиотечный фонд.

2. Научно-методические:

— методическая работа с воспитателями;

— консультативная работа с родителями.

3. Дидактическое обеспечение:

— подбор иллюстраций к стихам Л.К. Силановой;

— побор открыток, фотографий;

— оформление книжного уголка в группе.

4. Кадровые:

— воспитатели.

— специалисты ДОУ.

5. ТСО:

— проектор;

— ноутбук;

— фотоаппарат;

— музыкальный центр.

Разработанное нами планирование будет способствовать:

— эффективному и системному усвоению детьми знаний о жизни и творчестве Л.К. Силановй;

— развитию единого образовательного пространства детского сада и семьи в рамках проекта.

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ ПО ПРОЕКТУ НА ГОД

Подготовительный этап

— «Круглый стол»: Обсуждение целей проекта, условий для реализации проекта, подбор информации по теме.

— Анкетирование родителей: Выявление проблемы, подбор информации по выявленным проблемам

— Консультация для родителей: Повысить информационный уровень, осведомленность родителей в данном вопросе

— Совместное создание условий для реализации проекта: Сформировать интерес родителей к теме проекта

— Акция «Подари книгу группе»: Создать библиотеку в группе

— Подготовка презентаций: Для дальнейшей работы

Основной этап

— Виртуальная экскурсия по произведениям Л.К. Силановой: Знакомство детей с биографией Л.К. Силановой

— Формирование книжного уголка: Создать усилиями детей и родителей книжный уголок.

— Чтение произведений Л.К.Силановой: Продолжать развивать интерес к художественной литературе.

— Драматизация. Инсценировки. Песни. Танцы. Прослушивание музыки: Передавать в театрализованной и музыкальной деятельности характеры героев произведения.

— Привлечь родителей к изготовлению костюмов: Привлечь детей к концертной деятельности

— Выставка рисунков: Передавать в рисунке эпизоды понравившихся стихов. Вовлечение родителей в жизнь ДОУ.

— Составление кроссвордов: Решение дома, составление своих.

— Изготовление книжек малышек: Пополнение групповой библиотечки, для подарков малышам.

— Встречи с интересными людьми: Рассказ поэтессы о работа над стихами.

— Исследовательская деятельность: Работа на экологической тропе

— Участие в творческих конкурсах: Предоставить детям возможность выделить лучшие работы, лучших участников, помогают сплотить коллектив, объединить его общей идеей, раскрыть творческий потенциал и личностные возможности каждого его участника.

Заключительный этап

— Анализ знаний детей полученных в ходе реализации проекта.

— Обработка и оформление материалов проекта.

— Итоговое мероприятие.

Были получены следующие результаты:

1. Дети приобрели знания о жизни и творчестве Л.К.Силановой.

2. У дошкольников проявляются желания обращаться к книге не только для развлечения, но и приобретения знаний (возросло до 90%).

3. У родителей возрос интерес к семейному чтению литературных произведений (до 80%).

4. В группах созданы необходимые условия по ознакомлению детей с творчеством Л.К. Силановой.

5. Создание мини-библиотек в разных возрастных группах.

6. Организована выставка рисунков.

7. Оформлены режиссерские игры «Домашние животные», «Дикие животные»

8. Укреплены взаимосвязи участников образовательного процесса.

9. Проведены мероприятия:

— Встречи в литературной гостиной «Закружились карусели»

— Концерт для малышей «Ребятам о зверятах»

— познавательный проект «Солнышко»

— НОД «Солнце — тепло, свет, жизнь»

В перспективе планируем использовать следующие формы работы:

— Встреча с интересными людьми (поэтами)

— экскурсии в библиотеку

— работа с газетными публикациями

— поэтические гостиные

— литературные викторины

— самодеятельные игры по сюжетам понравившихся литературных произведений

Методическая литература:

1. Вологодские писатели — детям: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений / Авторы — составители: Е.И. Касаткина, Н.А. Реуцкая, В.М. Кузнецова, О.В. Лисенкова, И.В. Лыскова; Научный редактор Е.И. Касаткина. — Вологда: Издательский центр ВИРО, 2007. — 104с.

2. Бережнова О.В., Тимофеева Л.Л.

Проектирование образовательной деятельности в детском саду: современные подходы. Методическое пособие. — М.: Издательский дом «Цветной мир», 2013. — 144с.

3. Чебан А.Я., Бурлакова Л.Л.

Знакомим дошкольников с народной культурой. — М.: ТЦ Сфера, 2011. — 128с. — (Библиотека Воспитателя) (4).

4. Алябьева Е.А.

Читаем детям 3 — 7 лет. — М.: ТЦ Сфера, 2009. — 128с. (Библиотека журнала «Воспитатель ДОУ») (5).

5. Развитие речи и творчества дошкольников: Игры, упражнения, конспекты занятий / Под ред. О.С. Ушаковой. — М.: ТЦ Сфера, 2001. — 144с.; 16с. Илл.

6. Кондрыкинская Л.А., Вострухина Т.Н.

Художественная литература в развитии творческих способностей старших дошкольников. — М.: Издательство «Скрипторий2003», 2006. — 232с.

7. Шорыгина Т.А.

Стихи и сказки о родной природе. — М.: ТЦ Сфера, 2005. — 128с. — (Вместе с детьми).

8. Дидактические игры краеведческого содержания. Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений. Под ред. Е.И. Касаткина. — Вологда: Издательский центр ВИРО, 2008. — 56с.

Детская литература:

1. Силанова Л.К.

Моя родин — мой уголок: Стихи / /Л.К. Силанова. —Грязовец, 2006. — 32с.

2. Силанова Л.К.

«Шесть гвоздик на снегу…»: Сборник стихов / Л. Силанова; Компьютерная вёрстка и дизайн В.А. Губницын. — Грязовец, 2008г. −36с: ил.

3. Силанова Л.К.

Жизнь лишь раз дается нам…: Сборник стихов / Л.К. Силанова. — Грязовец, 2007. — 30с.

4. Силанова Л.К.

Любите женщину: Сборник стихов / Л. Силанова. — Грязовец, 2007. — 40с.

5. Явилась муза благодатна…: Сборник стихов / Л.К. Силанова. — Грязовец, 2009. — 48с.

6. Силанова Л.К.

Разнотравье. Сборник стихов / Л.К. Силанова. — Грязовец, 2013. — 48с.

7. Силанова Л.К.

Строчки, словно кружева. Сборник детских стихов / Л.К. Силанова. — Грязовец, 2012. — 36с.

8. Силанова Л.К.

Закружились карусели: Сборник стихов / Л.К. Силанова. — Грязовец, 2009. — 28с.

Автор: Громова Елена Петровна
Должность: воспитатель
Место работы: БДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №16»
Месторасположение: г. Грязовец, Вологодская область, Россия

Дата изменения: 21.08.2014
Дата публикации: 23.05.2014




Опубликовано в разделах:




Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *