Проектная деятельность в средней группе на тему «Играем вместе»

Калишкина Лариса Сергеевна
воспитатель
АНО ДО «Планета детства «Лада»» ДС № 171 «Крепыш»
г. о. Тольятти, Самарская область

Вид проекта: игровой.

Продолжительность: среднесрочный.

Направленость: познавательно-оздоровительный.

Участники проекта: воспитатели, дети, родители, инструктор по физической культуре.

Проблема: недостаточные представления детей о русских народных подвижных играх.

Образовательная область: «Физическая культура».

Интеграция образовательных областей: «Физическое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое», «Речевое развитие».

Одной из форм организации оздоровительной работы, приобщения к ЗОЖ являются русские народные подвижные игры. Подвижные игры — естественная форма физических упражнений детей, соответствующих их анатомическим и психологическим особенностям.

Радость движения сочетается в русских народных играх с духовным обогащением детей. В них заключается огромный потенциал для физического развития ребенка, формируется устойчивое отношение к культуре родной страны, создавая эмоционально положительную основу для развития патриотических чувств.

Русская народная подвижная игра — это школа воспитания, где удивительно совершенные и ценные произведения народного творчества, создавались и оттачивались десятками поколений, вбирая в себя опыт целого народа. Игра развивает у детей ловкость, меткость, быстроту и силу, моторику, воображение, функции зрения, тренируют реакцию и координацию движений, воспитывают навыки общения, в них познаются этические нормы и законы физики. Игра формирует высокую нравственность. Русские народные подвижные игры издавна служили средством самопознания, здесь проявляли свои лучшие качества: доброту, благородство, взаимовыручку, самопожертвование ради других. Характерная особенность народных подвижных игр — движения в содержании игры (бег, прыжки, метание, броски, передачи и ловля мяча, сопротивления и др.). Эти двигательные действия мотивированы сюжетом игры.

Таким образом, русские народные подвижные игры представляют собой сознательную инициативную деятельность, направленную на достижение условной цели, установленной правилами игры, которая складывается на основе русских национальных традиций и учитывает культурные, социальные и духовные ценности русского народа в физкультурном аспекте деятельности.

На первом этапе работы с детьми выяснили, какие бывают подвижные игры, правила, как выбрать ведущего и т. д. На втором этапе была создана копилка с тематическими картинками, считалками, загадками.

На третьем этапе весь собранный материал был упорядочен.

На четвёртом оказывалась методическая и информационная помощь родителям в виде консультаций и мастер-классов. Пятый этап — создана подборка подвижных игр с учётом возраста, сезона, с вариантами усложнений. Шестой этап — итоговый. Проведён досуг «По горам, по долам» с использованием народных игр.

У наших детей появилась прекрасная возможность, играя, приобщиться к ЗОЖ, прикоснуться к особенностям жизни, истории, обычаям русского народа, познать радость общения со сверстниками и взрослыми.

Для этого в нашей группе, в нашем детском саду созданы все условия: развивающая двигательно — оздоровительная среда: спортивный зал, спортивные площадки, участок для прогулок. В группе: уголок здоровья со стандартным и нестандартным оборудованием.

Знакомство детей с русской народной подвижной игрой я начала с простых, сюжетных игр, они привлекают своей простотой, напевностью, эмоциональностью, желанием играть. Для этого использовала простые игры типа: «Догоните меня», «Васька серенький», «У медведя во бору», «Наседка и цыплята». Эти игры строятся на основе опыта детей, представлений, знаний об окружающей жизни, явлениях природы, образе жизни и повадках животных и птиц. Главное, чтобы игровые образы были понятны и интересны детям. Для этого в работе с детьми этого использовала иллюстрации, игрушки, художественную литературу, малые формы фольклора: «Петушок, петушок..», «Как у нашего кота». Старалась организовать игру живо, весело.

Объяснение новой игры зависит от ее вида и содержания, в ходе игры задаю один-два уточняющих вопроса, чтобы убедиться, что ребята поняли его правильно. Объясняю последовательность игровых действий, правила, расположение атрибутов, объясняя роль водящего. Слежу за точностью движений, которые должны соответствовать правилам, за дозировкой физической нагрузки. Делаю краткие указания, в конце игры обращаю внимание на тех детей, кто проявил смелость, ловкость, выдержку, товарищескую взаимопомощь. Использую игру не только в свободной деятельности, на прогулках, но в различных видах НОД.

При организации и выборе игр учитываются следующие факторы:

возраст играющих детей; место проведения игр; количество участников игры; инвентарь для игр; знание правил игры; выбор водящего.

Практически каждая народная подвижная игра начинается с выбора водящего. Чаще всего это происходит с помощью считалки.

Считалка обнаруживает свою древнюю традицию. Обыкновение пересчитываться идет из быта взрослых. В русских народных считалках особое место занимает уважительное отношение к труду, восхищение трудом рук человечески, как нигде сохранились особенные черты русского характера. Благодаря этому они являются богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.

Познакомила детей с новыми способами выбора водящего, с понятиями: зазывалки, жеребьевки, сговоры, уговоры.

Во время игр ребенок примеряет на себя разные роли, он учится общаться со сверстниками, учится действовать сообща и добиваться успеха не только для себя, но и для коллектива.

Выводы.

Благодаря проделанной работе дети научились организовывать и поддерживать игры. Набор используемых игр увеличился. Родители тоже приняли участие в проекте: находили картинки, помогали в оформлении.

Консультации помогли им в организации досуга детей вне ДОУ. Отношение участников к проекту — положительное. Считаю, что такая форма работы является наиболее эффективной для формирования у детей позитивного отношения к движению в частности, и к физкультуре в целом.

Автор: Калишкина Лариса Сергеевна
Должность: воспитатель
Место работы: АНО ДО «Планета детства «Лада»» ДС № 171 «Крепыш»
Месторасположение: г. о. Тольятти, Самарская область

Дата изменения: 17.02.2015
Дата публикации: 17.02.2015




Опубликовано в разделах:




Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *