Работа с родителями в соответствии с ФГОС

Назарова Нина Алексеевна
Кузнецова Лариса Владимировна
воспитатели
ГБОУ СОШ №4 детский сад
город Сызрань, Самарская область

Родители, как правило, не уделяют психологическому здоровью детей столько внимания, сколько физическому. Но если даже они видят проблему, то часто не имеют возможности получить квалифицированную помощь.

Наша цель: Просвещение родителей в области педагогики и психологии. Помощь в выявлении причин, проблем и создание условий для их устранения.

В нашей работе важное место занимает консультативная поддержка родителей по вопросам образования и охраны здоровья детей согласно ФГОС. Так как общая наша цель — воспитать здорового ребенка, значит воспитать здоровый дух.

В нашей работе мы придерживаемся принципов:

— Доброжелательно и безоценочное относимся к родителям;

— Ориентируемся на нормы и ценности родителей;

— Создаем партнерские, доверительные отношения с родителями;

— Привлекаем родителей к активному участию в жизни группы и ДОУ;

— Проявляем интерес к традициям и опыту семейного воспитания и обучения.

Выстроить работу нам помогают формы взаимодействия:

— информационно-аналитические;

— досуговые;

— познавательные;

— наглядно — информационные формы.

С помощью информационно-аналитические форм (опрос; тесты; анкетирование; социальный паспорт; «почтовый ящик доверия» или «телефон доверия») — мы узнаем, какие интересы и запросы у родителей. Это помогает нам установить эмоциональный контакт с родителями и детьми. А значит, мы лучше ориентируемся в педагогической потребности каждой семьи, учитывая её индивидуальные особенности.

Наглядно — информационные формы (открытые занятия для родителей, просмотр видеороликов, фотографий, выставки детских работ) помогают родителям правильно оценить нашу деятельность, и они имеют возможность пересмотреть свои методы и приёмы воспитания ребенка.

Досуговые формы (совместные досуги, праздники, выставки) — помогают в нашей работе установить теплые, неформальные, доверительные отношения. Установить эмоциональный контакт с мамами и папами. Мы заметили, что родители становятся более открытыми для общения.

Познавательные формы помогают нам повысить психолого-педагогическую культуру родителей. Их суть ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста, формирование практических навыков воспитания детей.

Возможные направления рекомендаций родителям

1. Общевозрастные и общепедагогические рекомендации, определяемые не столько индивидуальными особенностями ребенка и конкретной проблемой, сколько недостаточным знакомством родителей с общими закономерностями психического развития.

2. Симптоматические рекомендации, направленные на решение частной психологической проблемы, стоящей за жалобами родителей. Это советы по преодолению определенных поведенческих проявлений (например, агрессивных), по развитию отдельных психических функций (например, внимания, памяти) и т. д.

3. Индивидуализированные рекомендации, определяемые специфическими психологическими особенностями ребенка и сложившейся у него системой взаимоотношений с окружающими. Они тоже могут относиться к разным сферам психики и поведения.

4. Диспетчерские рекомендации, предполагающие обращение к другим специалистам. Наиболее частые адреса, по которым приходится направлять родителей психологу — это врач (психиатр, невропатолог, эндокринолог), дефектолог (олигофренопедагог, сурдопедагог), социальные службы.

Нетрадиционные формы работы с родителями

В нашей работе мы используем нетрадиционные формы работы с родителями:

» Семинар — практикум« «Игры и упражнения на развитие внимания». Мы познакомили родителей с играми и упражнениями способствующие развитию произвольного внимания.

«Прищепки»

Прикрепите прищепки к картонному кругу, чтобы получилось «солнце» или «цветочек». Можно оформить игрушку в виде ежика, у которого прищепки играют роль иголок. Предложите снять все прищепки, а затем прикрепить обратно. Можно наклеить на картон цифры и предложить ребенку прикреплять столько прищепок, какая цифра на картоне. Если прищепок много, они разного цвета, то дети сами могут придумывать множество поделок. Игра развивает мелкую моторику рук, внимание.

«Разноцветные палочки»

Смешайте несколько комплектов палочек (разные по цвету и длине) и предложите ребенку их рассортировать. Игра развивает зрительное внимание, восприятие. Раскладывайте палочки по цвету в коробочки. Соревнуйтесь с ребенком, чья коробочка быстрее заполниться палочками. Игра развивает зрительно — моторную координацию, моторику рук. Положите на стол множество разнообразных палочек. Попросите ребенка выбрать все красные; все маленькие; все большие и т. Игра развивает зрительное внимание.

«Сравни картинки»

Все дети любят искать различия на двух, казалось бы, одинаковых изображениях. Эта забава из нашего детства тоже хорошо развивает наблюдательность.

«Фигурные таблицы»

Можно найти в продаже или сделать самостоятельно таблицы, в ячейках которых вразнобой нарисованы разные фигуры. Задача ребенка — в каждой из фигур нарисовать определенный простой знак (в круге — точку, в квадрате — диагональную линию и т. д.). Эта игра развивает способность переключать зрительное внимание.

» Мастер — класс«: «Массаж и самомассаж кистей рук для развития мелкой моторики». Мы показывали, как в домашних условиях можно проводить ребенку массаж с помощью тренажеров и эспандеров.

«Нетрадиционные способы рисования». Мы обучали родителей нетрадиционным ИЗО техникам, оригами и т. д. «Развитие ручной и пальцевой моторики в процессе предметно-практической деятельности». Доводим до сведения родителей важность развития мелкой моторики.

» Душевный разговор« «Почему ребенок говорит неправду». Для душевного разговора мы привлекали педагога-психолога, а она указывала на проблемы у ребенка, почему так происходит и что нужно сделать, чтобы впредь этого избежать.

Примерная тематика консультаций по вопросам обучения:

— Игра, как основной вид деятельности.

— Играйте вместе с детьми.

— Зависят ли методы воспитания от пола ребенка.

— Важность развития мелкой моторики.

— Особенности психического развития детей дошкольного возраста.

— Куда пойти с ребенком в выходной день.

— Кризис семи лет.

— Что делать если ребенок обманывает.

— Выезд на природу: чем развлечь малыша?

Примерная тематика консультаций по вопросам охраны здоровья детей:

— Кризисы, истерики детей, пути преодоления.

— Создание условий для профилактики и коррекции осанки.

— Причины детского дорожно-транспортного травматизма.

— Первая помощь при укусе насекомых.

— Первая помощь при обморожениях.

— Витамины для детей.

— Закаливание детей.

Также в нашей работе мы используем «Уголок для родителей» — привычный и давно используемый способ знакомства родителей с жизнью группы. Форма и способ подачи информации имеет не меньшее значение, чем ее содержание. Родитель должен быть привлечен ею и заинтересован. Там можно разместить:

— Информационные листы (практическая направленность информации)

— Листы активности: они содержат материал, дающий возможность понять, чем занимается ребёнок в детском саду, конкретные игры, в которые можно поиграть, советы, задания

— Мероприятия по обмену опытом среди родителей «Копилка родительских советов»

— Создание родителями альбомов после праздников

Вывод

Взаимодействие родителей и детского сада редко возникают сразу. Это длительный процесс, долгий и кропотливый труд, требующий терпеливого неуклонного следования к цели. Главное — не останавливаться на достигнутом, продолжать искать новые пути сотрудничества с родителями согласно ФГОС. Ведь у нас одна цель — воспитывать будущих созидателей жизни. Каков человек — таков и мир, который он создаёт вокруг себя. А здоровый ребенок — это продукт здорового духа.

Литература:

1. Каверина Е. М. Тернистый или легкий путь преодоления кризисов детей? [Текст] / Е. М. Каверина, М. В. Неверова // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). — Пермь: Меркурий, 2015. — С. 280-282.

2. Сурженко Л. А. Как вырастить личность. Воспитание без крика и

истерик. — СПб.: Питер, 2011. — 240 с.

3. Ткачёва Л. Н. Игра в творчество: взрослые люди и детские игры [Текст] / Л. Н. Ткачёва // Молодой ученый. — 2011. — № 4. Т.2. — С. 136-138.

Авторы:
Кузнецова Лариса Владимировна, Назарова Нина Алексеевна
Должность: воспитатели
Место работы: ГБОУ СОШ №4 детский сад
Месторасположение: город Сызрань, Самарская область

Дата изменения: 26.06.2015
Дата публикации: 26.06.2015




Опубликовано в разделах:




Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *