Развитие пространственной ориентировки у детей с нарушениями зрения средствами подвижных игр

 

Одной из наиболее актуальных проблем обучения и воспитания детей с нарушением зрения была и остается проблема ориентировки в пространстве. Нарушения зрения, особенно возникающие в раннем возрасте отрицательно влияют на процесс формирования пространственной ориентировки детей. Для дошкольников с нарушением зрения характерны недостатки развития движений и малая двигательная активность; у них значительно хуже развиты пространственные представления, словесные обозначения пространственных отношений. Нарушение глазодвигательных функций вызывают ошибки определения детьми формы, величины, пространственного расположения предметов. Развитие ориентировки в пространстве детей с нарушением зрения требует специального обучения активному использованию нарушенного зрения и всех сохранных анализаторов (слуха, тактильно-двигательного восприятия, обоняния и т. д.) Только в этом случае возможно создание у детей целостного обобщенного образа осваиваемого пространства. В понятие пространственной ориентации входит оценка расстояний, размеров, формы, взаимного положения предметов и их положения относительно ориентирующегося. Пространственная ориентировка осуществляется на основе непосредственного восприятия пространства и словесного обозначения пространственных категорий (местоположения, удаленности, пространственных отношений между предметами).
Многочисленные исследования (В, А, Семенов, В. А. Феоктистова, В. А. Кручинин, Л. И. Плаксина, Л. И, Солнцева) показали, что дети с нарушением зрения самостоятельно не могут овладеть навыками пространственной ориентировки, а нуждаются в систематическом целенаправленном обучении.

Вопросами развития у детей представлений о пространстве занимался целый ряд как отечественных, так и зарубежных ученых и практиков: Л.А. Венгер, Р. К. Говорова, А. Н. Давидчук, О. М. Дьяченко, Т. И. Ерофеева, В. Каразану, Т. В. Лаврентьева, А. М. Леушина, Т. Мусейбова, В. П. Новикова, А. А. Столяр, М. А. Фидлер и др.

В качестве основных методических приемов, ими рекомендуются наблюдения и пояснения размещения предметов относительно друг друга, словесное и графическое обозначение направлений и ориентировки в пространстве, упражнения, дидактические и подвижные игры.

Система работы (Т. А. Мусейбова) по развитию у дошкольников пространственных представлений включает:

— ориентировку «на себе»; освоение «схемы собственного тела»;

— ориентировку «на внешних объектах»; выделение различных сторон предметов: передней, тыльной, верхней, нижней, боковых;

— освоение и применение словесной системы отсчета по основным пространственным направлениям: вперед — назад, вверх — вниз, направо — налево;

— определение расположения предметов в пространстве «от себя», когда исходная точка отсчета фиксируется на самом субъекте;

— определение собственного положения в пространстве («точки стояния») относительно различных объектов, точка отсчета при этом локализуется на другом человеке или на каком-либо предмете;

— определение пространственной размещенности предметов относительно друг друга;

— определение пространственного расположения объектов при ориентировке на плоскости, т. е. в двухмерном пространстве; определение их размещенности относительно друг друга и по отношению к плоскости, на которой они размещаются.

Руководствуясь программой Л. И. Плаксиной, мы подобрали подвижные игры, в которых наряду с развитием основных движений у детей развиваются умения ориентировки в пространстве. При организации подвижных игр мы учитывали следующие особенности детей с нарушением зрения: уровень двигательной подготовленности, состояние здоровья, зрительные возможности, а также создали оптимальные условия для игры. Создание этих условий, прежде всего, предполагает учет психофизиологических особенностей детей. Поэтому при организации подвижных игр, сначала объясняли правила игры, кратко излагали ее содержание, распределяли роли. Если игра знакома детям, то вспоминали вместе с детьми правила.

Успешность овладения детьми различными видами деятельности: предметной, игровой, трудовой, учебной — зависит от высокого уровня развития наглядно-образных представлений, пространственного мышления, ориентировки в пространстве, слабое развитие которых является одной из причин, вызывающих затруднения при обучении письму, счету, рисованию, чтению ( дети испытывают трудности в восприятии образа букв и цифр: элементов, количества элементов, взаимного расположения) .

Список использованных источников

  1. Денискина, В. З. Обучение ориентировке в пространстве учащихся специальной (коррекционной) школы III-IV вида / В. З. Денискина, М. В. Венедиктов. – Москва, 2007.
  2. Ермаков, В. П. Развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения / В. П. Ермаков, Г. А. Якунин. – Москва : ВЛАДОС, 2012.
  3. Подколзина, Е. Н. Особенности пространственной ориентировки дошкольников с нарушением зрения // Дефектология. – №4. 2008.– С.95.

Скачать Развитие пространственной ориентировки у детей с нарушениями зрения средствами подвижных игр

Название: Развитие пространственной ориентировки у детей с нарушениями зрения средствами подвижных игр
Номинация: Детский сад, Методические разработки для специалистов ДОУ , Инструктору по физической культуре, Старшая группа
Автор: Васильева Ольга Алексеевна
Должность: воспитатель первой квалификационной категории
Место работы: МБДОУ «Детский сад №11 «Ручеек»
Месторасположение: город Чебоксары Чувашской Республики

Дата изменения: 23.11.2017
Дата публикации: 23.11.2017




Опубликовано в разделах:




Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *