Родительское собрание в ДОУ «Безопасность наших детей»

Цель: педагогическое просвещение родителей по данной теме.

Материал и оборудование:

  1. Компьютер, проектор, экран.
  2. Столы и стулья для участников.
  3. Простые карандаши, указка.
  4. Карточки «Безопасность на каждого участника.
  5. Платок для завязывания.
  6. Мольберты, клеящие карандаши, карточки — (лицо, глаза, носы, волосы, уши).
  7. Буклеты на каждого участника.
  8. Адресные альбомы на каждого участника.

Ход мероприятия

1. Вступительная часть

Выступление заведующего МБДОУ детского сада с докладом на тему «Как обеспечить безопасность и здоровье наших детей».

«Основы законодательства № 346 — ЗС от 16.12.2009.

… Сложившаяся на сегодняшний день соци­альная и экологическая обстановка в нашем обществе вызывает беспокойство. Особую тревогу мы испытываем за маленьких де­тей. Ребенок попадает в различные жизненные ситуации, в кото­рых он может просто растеряться.

Все мы — педагоги и родители — пытаемся ответить на вопрос: «Как обеспечить безопасность и здоровье наших детей?» Давайте вместе постараемся найти ответ на него.

Что такое безопасность? Это не просто сумма усвоенных зна­ний, а умение правильно себя вести в различных ситуациях, при­менение знаний на практике.

— Как вы думаете, что должны делать взрослые, чтобы обес­печить безопасность и здоровье своих детей? (Ответы ро­дителей.)

Вывод.

  1. Во-первых, надо дать детям необходимую сумму зна­ний об общепринятых нормах безопасного поведения.
  2. Во-вторых, научить адекватно, осознанно действовать в той или иной обста­новке, помочь дошкольникам овладеть элементарными навыка­ми поведения дома, на улице, в парке, в транспорте.
  3. В-третьих, развить у дошкольников самостоятельность и ответственность.

Задача взрослых состоит в том, чтобы под­готовить ребенка к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями. Уже с дошкольного возрас­та надо учить ребенка правильному поведению в чрезвычайной ситуации.

Но вначале надо учиться нам, взрослым. Например, знаете ли вы, что делать в случае попадания в зону задымления, или какое положение тела самое безопасное, если вы оказались в заложни­ках? Вопросов более чем достаточно, поэтому не удивляйтесь, если дети начнут вам рассказывать, что играли в «эвакуацию».

Знаете ли вы такое мудрое правило: «Входишь в помещение — оглядись: сумеешь ли выйти?» Это мы сейчас и проверим. —

  1. Где находятся запасные выходы в нашем здании?
  2. Какой кратчайший путь выхода из помещения, в котором мы сейчас находимся?

Итак, на что же следует обратить особое внимание при обуче­нии дошкольников безопасному поведению?

2. Педагогический всеобуч

а) Выступление старшего воспитателя Зверевой Е.Ю. с консультацией «Обучение дошкольников безопасному поведению»

1. Зачем применяется пример объяснять собственное поведение?

Если он сможет объяснить, как он вел себя, хорошо это или плохо, почему это с ним случилось и что при этом он чувствовал, тогда он лучше сможет понять, что он делает не так. Ребенок, который может объяснить, что с ним происходит, помогает нам, взрослым, лучше понять его, а значит, снимает многие проблемы и неприятности.

2. Решение задач обеспечения безопасного образа жизни воз­можно лишь при постоянном общении взрослого с ребенком на равных: вместе ищем выход из трудного положения, вместе обсуждаем проблему, ведем диалог, вместе познаем, делаем открытия, удивляемся.

3. Какую роль играет положительный пример взрослых?

Это следует учитывать в собственном поведении. Нельзя требовать от ребенка выполнения какого-либо правила поведения, если мы сами не всегда ему следуем. (Например, сложно объяснить детям, что надо переходить улицу на зеленый сигнал светофора, если родители сами этого не делают.)

4. Очень важно достичь полного взаимопонимания между взрослыми: педагогами и родителями, мамой и папой, так как разные требования, предъявляемые детям, могут вызвать у них растерянность, обиду или даже агрессию.

5. Как вы думает, нужны ли запреты?

Формирование безопасного поведения неизбежно связано с целым рядом запретов. Взрослые люди, любящие и опекающие своих детей, порой сами не замечают, как часто они повторяют слова «не трогай», «отойди», «нельзя». Или, напротив, пытаются объяснить что-либо путем долгих и не всегда понятных детям наставлений. Все это, как правило, дает обратный результат. Если запретов будет слишком много, ребенок не сможет выпол­нять их в полной мере и неизбежно будет нарушать.

Для того чтобы прямые запреты стали реальными нормами поведения детей и действительно выполняли охранную функцию, их отбор должен быть тщательно продуман.

б) Задания для родителей — работа в таблицах (воспитатель Резникова Е.В.)

На левой стороне листа выписать те запреты, которые наиболее часто используются родителями. То­гда в правую часть листа нужно перенести те запреты, от которых можно отказаться, поскольку их нарушение прямо не угрожает здоровью и жизни детей.

Запреты, которые наиболее часто используются родителямиЗапреты, от которых можно отказаться, поскольку их нарушение прямо не угрожает здоровью и жизни детей
Не разбрасывать вещи

Не грызть ногти

Не садиться за стол с грязными руками

Не бегать по лестницам и др.

В результате на левой стороне листа останутся только те нор­мы, выполнения которых следует неукоснительно требовать путем прямых запретов. Такое перераспределение правил при необхо­димости можно произвести несколько раз — это облегчит отбор запретов, действительно имеющих жизненно важное значение для дошкольников.

В правой части листа окажется перечень нежелательных дей­ствий, также требующих регулирования. Для введения правил по этому списку необходимо найти позитивные способы воздей­ствия на детей. Например, вместо прямого запрета «Не оставляй после себя беспорядок» лучше сначала помочь ребенку в уборке, а затем продемонстрировать ему результат: «Посмотри, как у нас теперь красиво и уютно».

Если все же возникают проблемы, постарайтесь самому себе ответить на следующие вопросы.

  1. Может быть, я действовал только путем прямого запрета и ребенок не понял значения данного правила?
  2. Может быть, у ребенка не было достаточно времени, чтобы усвоить правило?
  3. Может быть, я недостаточно стимулировал выполнение правил, не поощрял ребенка за их соблюдение?
  4. Последовательно ли мое собственное поведение, придер­живаюсь ли я сам данных правил?
  5. Не слишком ли много правил и запретов, выполнения ко­торых я требую от ребенка?

6. Эффективен способ показа последствий неправильного пове­дения или обращения с каким-либо предметом (животным, вещест­вом). Вместо того чтобы кричать: «Ты что! Прекрати немедленно!», лучше сказать: «Положи ножницы на место! Драться из-за них опасно. Посмотри, что могло бы случиться, если бы в этот момент ножницы раскрылись!»

7. Следует чаще хвалить детей за хороший поступок, за со­блюдение запретов.

8. Очень полезно, если мама «намертво» пометит одежду ребенка именем и фамилией, а еще лучше, если у ребенка будет безделка с точными данными — адре­сом места жительства.

9. Как можно раньше учите ребенка называть свое имя, имена родителей, название сада, имена педагогов, домашний адрес. Ко­нечно, важно внушить ребенку, что не следует сообщать сведения о себе посторонним людям.

Выводы

  • Любая общепринятая норма должна быть осознана и при­ нята маленьким человеком — только тогда она станет дей­ственным регулятором его поведения.
  • Прямолинейное, декларативное требование соблюдать при­нятые в обществе правила поведения чаще всего оказыва­ется малоэффективным. Важно найти адекватный способ объяснения детям этих правил, а затем следить за их выполнением.
  • Необходимо выделить такие правила поведения, которые дети должны выполнять неукоснительно, так как от этого зависят их здоровье и безопасность.
  • Дети могут оказаться в непредсказуемой ситуации на улице и дома, поэтому главной задачей взрослых является сти­мулирование развития у них самостоятельности и ответ­ственности.

в) задание — игра «Слепой и поводырь» (воспитатель)

Воспитатель.

А сейчас я предлагаю вам разбиться на пары по собственному желанию. Определитесь, пожалуйста, кто из вас будет играть роль первого номера, а кто — второго. Первый номер играет роль слепого, а второй — поводыря. Ваша задача: пройти по обозначенному маршруту, выполняя свои роли (поводырь ведет слепого).

Определяется маршрут, даются указания о направлении движения.

Воспитатель. Какие чувства испытывали «слепые»? (Неуверенность, страх или спокойствие, потому что был уверен в поводыре, ..)

  • Какие чувства испытывали «поводыри»? (Ответственность, тревогу за партнера…)
  • Как вы думаете, а в отношениях родитель — ребенок кто какую роль выполняет? (Ребенок — это слепой, а родитель — поводырь.)

Вывод: Совершенно верно, мы заботимся и беспокоимся о своих де­тях, как о слепых котятах, стараясь за них определить их дальнейший шаг. Не проще ли научить своего ребенка навыкам безопас­ного поведения? И начинать это надо уже в дошкольном возрасте. — Какие опасности могут подстерегать ребенка? Что больше всего беспокоит родителя ребенка среднего дошкольного возраста? (Ответы родителей.)

Воспитатель записывает возможные опасности на доске; предлага­ется материал по нескольким опасным ситуациям.

Воспитатель. Мы определили ряд опасностей, и я предла­гаю вам разделиться на группы по количеству опасностей.

Работа в группах.

Воспитатель. Ваша задача: обсудить в группе ситуацию и сформулировать правила безопасного поведения ребенка в дан­ной ситуации.(Родители на выбор берут темы по безопасности).

  1. БЕЗОПАСНОСТЬ РЕБЕНКА НА УЛИЦЕ.
  2. БЕЗОПАСНОСТЬ В ОБЩЕСТВЕННОМ ТРАНСПОРТЕ.
  3. ЕСЛИ РЕБЕНОК ПОТЕРЯЛСЯ НА УЛИЦЕ.
  4. ВСТРЕЧА С ЯДОВИТЫМИ РАСТЕНИЯМИ.
  5. КОНТАКТЫ С ЖИВОТНЫМИ.
  6. РЕБЕНОК ДОМА.
  7. ПРАВИЛА ОКАЗАНИЯ ПЕРВОЙ ПОМОЩИ.

Обсуждение результатов работы групп.

Представитель от группы предлагает для обсуждения ряд пра­вил. Составляется общий список правил безопасного поведения ребенка дошкольного возраста и в дальнейшем вывешивается на стенд для подробного изучения.

Выводы

  • Вмешивайтесь в ситуацию, говорите и действуйте в пользу ребенка.
  • Знайте соответствующую возрасту возможную реакцию ре­бенка и пользуйтесь этим.
  • Уважайте чувства вашего ребенка, как бы они ни выражались.
  • Поощряйте проявление большей самостоятельности и от­ветственности.
  • Контролируйте ребенка до тех пор, пока он не будет готов к большей ответственности.
  • Определяйте границы дозволенного четко и категорически.

г) Консультация старшей медсестры «Эмоциональное благополучие ребенка. Детские страхи»

На эмоциональное состояние детей негативное влияние часто оказывают страхи (например, боязнь темноты, боязнь оказаться в центре внимания, страх перед каким-либо сказочным персона­жем, животным, страх собственной смерти или смерти близких). Поэтому очень важно, чтобы взрослые:

  • относились к этим страхам серьезно, не игнорируя и не ума­ляя их;
  • давали ребенку возможность рассказывать, чего он боится, избегая при этом оценивающих высказываний («Ты боишь­ся такого маленького паучка?»);
  • помогали ребенку выразить страх словами («Ты испугался тогда, когда…»);
  • рассказывали о собственных детских страхах;
  • давали описания реально опасных ситуаций (ходить весной по тонкому льду на реке, перебегать улицу в неположенном месте);
  • допускали в объяснениях здоровую дозу страха (боязнь вы­соты предохраняет от действительной опасности);
  • давали возможность учиться на собственных ошибках (ошибку может допустить каждый, но ее осознание дает возможность в аналогичной ситуации принять правильное решение);
  • реагировали на особое детское восприятие реальных жиз­ненных событий («Ты сильно испугался? Как это случи­лось? Как этого можно было избежать?»).

 

д) Задание «Составление портрета опасного человека» — из готовых моделей (воспитатель)

Развитие навыка безопасного общения с незнакомцами.

Задание: родители разбиваются на группы и из готовых моделей (глаза, нос, рот, усы и т. д.) составляют портрет опасного человека

Вывод: опасным может быть человек не только со злым выражением лица, но и с добрым и он более опасен.

Если ребенок самостоятельно ходит один по улице, играет во дворе, необходимо обучить его нескольким правилам безопас­ного общения с незнакомцами.

  1. Оставаться все время рядом с друзьями, с людьми.
  2. Немедленно отойти от края тротуара, если рядом притор­мозила машина или если она медленно едет следом. Что бы ни говорил водитель, нужно держаться от машины по­дальше.
  3. Уйти подальше от незнакомца, который подозрительно смотрит или хочет приблизиться. Нужно быть готовым по­звать на помощь.
  4. Не садиться в машину к незнакомому человеку, если он приглашает покататься.
  5. Никуда не ходить с незнакомым взрослым (если он обещает подарить игрушку, конфету или показать что-то интересное, представляясь знакомым родителей или сообщая, что он действует по их просьбе).
  6. Если незнакомый взрослый хватает за руку, берет на руки, затаскивает в машину, подталкивает в подъезд или какое-либо строение, надо громко кричать, призывая на помощь и привлекая внимание окружающих: «На помощь, помогите, чужой человек!»
  7. Уметь сказать «нет» старшим ребятам, которые хотят втя­нуть в опасную ситуацию (например, зовут пойти посмот­реть, что происходит на стройке; разжечь костер; забраться на чердак дома и вылезти на крышу; спуститься в подвал; поиграть в лифте; «поэкспериментировать» с лекарствами и пахучими веществами; залезть на дерево; забраться в чужой сад или огород; пойти в лес или на железнодорожную станцию).
  8. Не входить в подъезд одному, без родителей или знакомых взрослых.
  9. Не открывать дверь чужому, даже если у незнакомого че­ловека ласковый голос или он представляется знакомым родителей, знает, как их зовут.

е) Просмотр фильма «Спасик и его команда»

Обсуждение ситуации «Что надо делать, если дома случился пожар?» (старший воспитатель Зверева Е.Ю.).

Родители предлагают свои варианты ответов.

3. Заключительная часть

— рефлексия

— Что вам понравилось на собрании? Что но­вого и полезного вы узнали для себя?

— подведение итогов: рассматривание детских работ «Опасные ситуации», консультаций. Папок — передвижек, буклетов, памяток.

Воспитатель. В заключение хочется сказать: не пренебрегайте правилами безопасности! Начните изучать их с детьми. Показывайте детям только положительные примеры. Пусть каж­дый день будет безопасным!

И чтобы дети не растерялись в опасных ситуациях, мы Вам предлагаем дома заполнить адресный альбом с необходимыми телефонами.

(готовая заготовка — на листе милиционер, пожарный, врач — родители дома вместе с ребёнком впишут номера телефонов)

Решения родительского собрания:

  1. Детям и родителям неукоснительно соблюдать правила безопасности.
  2. Систематически осуществлять совместную работу детского сада и семьи по формированию у детей навыков безопасного поведения.
  3. Продолжать изучать программу «Безопасность» Н.Н. Авдеевой, Н.Л. Кня­зевой, Р.Б. Стеркиной и начать ее изучение с детьми1.
  4. Оказать помощь воспитателям в приобретении дидактиче­ских игр, пособий, литературы.
  5. Проводить с детьми и родителями различные совместные мероприятия познавательной, культурно-досуговой и спортивной на­правленности по теме собрания.

ПРИЛОЖЕНИЕ № 1

БЕЗОПАСНОСТЬ РЕБЕНКА НА УЛИЦЕ.

Готовя своего ребенка самостоятельно ходить в школу или кататься на велосипеде во дворе дома, вы должны обойти с ним весь двор, отмечая потенциально опасные места, например за­брошенный дом, плохо освещенное место, высокий кустарник. Заключите договор с ребенком, согласно которому он будет дви­гаться только по согласованному с вами безопасному маршруту, не будет нигде срезать путь, особенно на пустынных участках. Этот договор — основа уличной безопасности.

Ребенок должен запомнить следующие правила:

1. Не выходить на улицу без взрослых.

2. Не играть на тротуаре около проезжей части.

3. Переходить дорогу только по пешеходному переходу на зе­леный сигнал светофора.

4. Ездить на велосипеде в городе только там, где нет автомобилей (на закрытых площадках и в других безопасных местах).

5. Маленькие дети должны кататься на велосипеде только в присутствии взрослых; -детям старшего возраста даже в присутствии взрослых не следует ездить на велосипеде по тротуару, так как они будут мешать пешеходам, могут наехать на маленького ребенка, сбить пожилого человека, толкнуть коляску с малышом.

6. Быть внимательным, но не сверхосторожным и не трусливым.

7. Хорошо знать все ориентиры в районе своего дома.

8. Ходить по середине тротуара, не приближаясь к кустам и дверям, особенно заброшенных домов.

9. Знать все безопасные места, где можно укрыться и получить помощь.

10. Не привлекать к себе внимание манерой поведения.

БЕЗОПАСНОСТЬ В ОБЩЕСТВЕННОМ ТРАНСПОРТЕ.

Родителям следует помнить, что маленьким детям без взрос­лых нельзя ездить в общественном транспорте. Но постепенно детей необходимо к этому готовить. Например, ребенок должен хорошо знать свой маршрут, главным образом станцию посадки и высадки. Он должен знать также все ориентиры и названия улиц по пути следования. Объясните ребенку, что он должен все видеть и замечать.

Посоветуйте ребенку садиться рядом с водителем или контро­лером, ждать автобус только в хорошо освещенном месте. Разуме­ется, укрепите в ребенке веру в собственный инстинкт. Он должен уйти, как только почувствует какой-то дискомфорт. Если с ним заговорит незнакомец, ему необходимо привлечь к себе внимание окружающих, чтобы при необходимости кто-нибудь мог прийти к нему на помощь.

При пользовании общественным транспортом необходимо соблюдать следующие правила.

1. Нельзя показывать деньги, привлекая к себе внимание.

2. Нельзя близко подходить к краю дороги во время посадки на автобус, особенно в период гололеда.

3. Нельзя стоять у дверей — это мешает входу и выходу пас­сажиров.

4. Нельзя высовываться и высовывать руки в открытые окна.

5. Принято уступать место пожилым людям, пассажирам с ма­ленькими детьми, инвалидам.

ЕСЛИ РЕБЕНОК ПОТЕРЯЛСЯ НА УЛИЦЕ.

Дети должны знать безопасные дома на своем пути. Такие дома можно назвать островками безопасности (это могут быть милицейский участок, продуктовый магазин, библиотека, школа). Следует научить ребенка, как обращаться к людям за помощью в опасной ситуации, кто ему в этом может помочь.

Детям необходимо объяснить, что в случае, если они поте­рялись на улице, им следует обратиться за помощью к какому-нибудь взрослому (например, к милиционеру, охраннику, женщи­не, гуляющей с ребенком, продавцу в аптеке, кассиру в Сбербанке) и сказать о том, что он потерялся, назвать свой адрес и номер те­лефона, а для этого они должны знать, где живут, номер телефона, свои имя и фамилию.

ВСТРЕЧА С ЯДОВИТЫМИ РАСТЕНИЯМИ.

Дети должны знать ядовитые растения, которые растут во дво­ре дома, вдоль дороги. Нельзя пробовать все подряд (ягоды, тра­винки), так как в результате ухудшающейся экологической обста­новки (например, кислотные дожди) опасным может оказаться даже неядовитое растение. Дети должны знать ядовитые грибы. Никакие грибы нельзя брать в рот или пробовать в сыром виде.

КОНТАКТЫ С ЖИВОТНЫМИ.

I. Можно кормить бездомных собак и кошек, но нельзя их трогать и брать на руки.

2. Можно погладить и приласкать домашних котенка или со­баку, играть с ними, но при этом надо учитывать, что каждое животное обладает своим характером, поэтому даже игры с ними могут привести к травмам, царапинам и укусам.

3. Не подходить и не трогать руками любых животных с дете­нышами или птицу с птенцами, так как они часто ведут себя агрессивно и могут напугать или травмировать.

4. Нельзя дразнить и мучить животных.

РЕБЕНОК ДОМА.

1. Детям категорически запрещается пользоваться спичками, газовой плитой, печкой, электрическими розетками, вклю­ченными электроприборами.

2. Детей старшего дошкольного возраста нужно научить пра­вильно обращаться с ножницами, ножом, иголкой.

3. Взрослые должны хранить в недоступных для детей местах следующие предметы: бытовую химию, лекарства, спиртные напитки, сигареты, пищевые кислоты, режуще-колющие инструменты.

4. Дети не должны оставаться одни в комнате с открытым окном, балконом, выходить без взрослого на балкон или подходить к открытому окну.

5. Нужно уметь использовать телефон в случаях возникнове­ния пожара (вызов пожарной службы по номеру 01), в слу­чае получения травмы (вызов скорой помощи по номеру 03).

6. Нужно знать свой адрес, номера телефонов знакомых взрос­лых, живущих поблизости.

7. Нужно уметь привлечь внимание прохожих и позвать на по­мощь при пожаре, проникновении в дом преступников.

8. Нужно уметь потушить начинающийся пожар, набросив на источник возгорания тяжелое одеяло.

ПРАВИЛА ОКАЗАНИЯ ПЕРВОЙ ПОМОЩИ.

1. При порезе пальца нужно поднять руку вверх и обратиться за помощью к взрослым.

2. Обязательно рассказать взрослым о том, что случилось, если обжегся, ужалила пчела или оса, если упал и сильно ушиб ногу, руку, голову.

3. Закружилась голова на солнце — скорее присесть или при­лечь в тени и позвать взрослых.

4. Сильно замерзло лицо на морозе — растереть его легонько шарфом, рукавичкой, но не снегом.

5. Замерзли ноги — побегать, попрыгать, пошевелить пальцами.

6. Промокли ноги — переодеться в сухое, не ходить в мокрых носках, обуви.

ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ РЕБЕНКА. ДЕТСКИЕ СТРАХИ.

На эмоциональное состояние детей негативное влияние часто оказывают страхи (например, боязнь темноты, боязнь оказаться в центре внимания, страх перед каким-либо сказочным персона­жем, животным, страх собственной смерти или смерти близких). Поэтому очень важно, чтобы взрослые:

  • относились к этим страхам серьезно, не игнорируя и не ума­ляя их;
  • давали ребенку возможность рассказывать, чего он боится, избегая при этом оценивающих высказываний («Ты боишь­ся такого маленького паучка?»);
  • помогали ребенку выразить страх словами («Ты испугался тогда, когда…»);
  • рассказывали о собственных детских страхах;
  • давали описания реально опасных ситуаций (ходить весной по тонкому льду на реке, перебегать улицу в неположенном месте);
  • допускали в объяснениях здоровую дозу страха (боязнь вы­соты предохраняет от действительной опасности);
  • давали возможность учиться на собственных ошибках (ошибку может допустить каждый, но ее осознание дает возможность в аналогичной ситуации принять правильное решение);
  • реагировали на особое детское восприятие реальных жиз­ненных событий («Ты сильно испугался? Как это случи­лось? Как этого можно было избежать?»).

ПРИЛОЖЕНИЕ № 2

ЗАПРЕТЫ
Запреты, которые наиболее часто используются родителямиЗапреты, от которых можно отказаться, поскольку их нарушение прямо не угрожает здоровью и жизни детей
Не разбрасывать вещи

Не грызть ногти

Не садиться за стол с грязными руками

Не бегать по лестницам и др.

ПРИЛОЖЕНИЕ №3

ПОРТРЕТ НАЗНАКОМЦА

Родительское собрание «Безопасность наших детей»

Автор: Зверева Елена Юрьевна
Должность: старший воспитатель высшей квалификационной категории
Место работы: МБДОУ детский сад № 33
Месторасположение: г. Каменск – Шахтинский, Ростовская область

Дата изменения: 09.12.2020
Дата публикации: 11.04.2015




Опубликовано в разделах:




Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *