Автор: Бесстрахова Светлана Анатольевна
Должность: воспитатель
Место работы: МДОУ детский сад общеразвивающего вида № 3 «Якорек»
Месторасположение: г. Тутаев, Ярославская область, Россия
Введение
Одной из задач дошкольного воспитания является создание условий для развития познавательной активности ребенка. А чтобы поддержать и развить познавательную активность, необходимо опираться на познавательный интерес детей:
· потребностное отношение человека к миру, реализуемое в познавательной деятельности по усвоению содержания окружающего мира;
· важнейшее образование личности, которое формируется в социальных условиях,
избирательная направленность на познание предметов, явлений, событий окружающего мира, активизирующая психические процессы;
· деятельность человека, его познавательные возможности.
Дошкольное детство — период особой социально — эмоциональной чувствительности, время открытий себя миру и мира для себя. С первых дней у малыша появляется жажда активной деятельности, стремление познать окружающие предметы и явления. В эти годы ребёнок фактически является накопителем информации, которая пригодится ему в будущем. Установлено, что за первые шесть лет жизни дети узнают в три раза больше, чем за всю остальную жизнь.
Выбор темы определен тем, что задача дошкольных учреждений — развивать у дошкольников устойчивую потребность в познании, потребность в учении или мотивацию учения. По данным статистики 80 % современных первоклассников не хотят учиться (7, с.106). Проблема мотивации учения появилась тогда, когда человек осознал необходимость целенаправленного обучения подрастающего поколения и приступил к подобному обучению как специально организованной деятельности (10, с7). Эта проблема до настоящего времени является, если не главной, то одной из важнейших в психологии и педагогике обучения, ей посвящено огромное число работ. Для мотивации, прежде всего, необходима познавательная активность. Широкий кругозор, развитие познавательной и речевой деятельности, открытость и доброжелательное отношение к людям, осознание своего «я» в системе человеческих отношений, в мире — всё это показатели полноценного развития дошкольника.
Стремление к познанию, к овладению навыками и умениями у детей раннего и дошкольного возраста почти неисчерпаемо. Детские «почему» и «что такое» были предметом многократных исследований, в результате которых всегда приходилось констатировать огромную силу и напряженность познавательной активности ребенка.
Цель работы. ее актуальность.
Цель моей работы: развитие познавательного интереса и исследовательской активности у детей дошкольного возраста средствами экспериментальной деятельности.
Актуальность данной темы заключается в том, что современная теория обучения и воспитания все больше и больше обращается к личности ребенка, к тем внутренним процессам, которые формируются у него под влиянием деятельности и общения.
Дети — прирождённые исследователи, активно собирающие информацию о своём окружении. Неутомимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянно проявляемое желание экспериментировать, самостоятельно искать истину распространяются на все сферы деятельности. Это побуждает обучение быть «проблемным», которое должно содержать элементы самостоятельной исследовательской работы детей. Необходимо включать дошкольников в осмысленную деятельность, в процессе которой они сами смогли бы обнаружить всё сходство и различия, о предоставлении им возможности приобретать знания самостоятельно. Формирование познавательных интересов, естественно связывают с процессом учения, когда главное содержание жизни ребенка состоит в постепенном переходе с одной ступени знаний на другую, с одного уровня овладения познавательными и практическими умениями к другому, более высокому.
Как показывают педагогические исследования, главная проблема образования — потеря притягательности процесса познания. В самой структуре образовательного процесса имеется множество объективных оснований для формирования познавательных интересов. Передо мной встал вопрос о выборе эффективных форм взаимодействия. В связи с этим особый интерес представляет изучение детского экспериментирования. (приложение 1). Активное внедрение детского экспериментирования основано на том, что у ребенка усваивается всё прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Исследования предоставляют ребенку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». А что, если попробовать задать вопросы, интересующие дошкольника, ему самому? Для того чтобы ответить ребенку, надо выяснить, что он уже знает, а что — еще нет. И не только что, но и как. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.
Чтобы обучение было интересным и увлекательным для детей, необходимы условия.
Условия развития интереса.
Интерес возникает лишь в ходе правильно организованной деятельности:
- Создание благоприятных условий, способствующих возникновению потребности в данной деятельности у детей;
- Создание положительного отношения к предмету (дети всегда готовы познавать то, к чему хорошо относятся, и не хотят даже слышать о том, к чему относятся плохо, отрицательно) и к деятельности — перевод смыслообразующих, отдаленных мотивов в более близкие, реально действующие;
- Организация систематической поисковой деятельности, в недрах которой формируется подлинный интерес, характеризуемый появление познавательного отношения и внутренней мотивации, связанных с выполнением данной деятельности;
- Построение деятельности с таким расчетом, чтобы в процессе работы возникали все новые вопросы и ставились все новые задачи, которые становились бы неисчерпаемыми на данном занятии.
Условия организации развития интереса ребенка заключены в следующем:
— повертеть в руках и «вывести закон»;
— опора на предыдущий опыт ребёнка;
— интегрированное обучение;
— работа в малых группах;
— активные формы обучения;
— поддержка положительных эмоций;
— развитие интеллекта;
— предоставление возможности порадоваться открытию.
Исследовательское обучение предполагает:
— ребенок выделяет и ставит проблему, которую необходимо разрешить;
— предлагает возможные решения;
— проверяет эти возможные решения, исходя из данных;
— делает выводы в соответствии с результатами проверки;
— применяет выводы к новым данным; делает обобщение.
Роль педагога в этом процессе — стимулировать интерес ребенка к предметам, пробуждать любознательность и познавательную активность в процессе гуманистического взаимодействия, сотрудничества, сотворчества. (Приложение 4)
Систематическая активная самостоятельная «поисковая» деятельность и сопутствующее ей переживание радости познания и достижения формируют стойкий динамический стереотип познавательного интереса, который постепенно превращается в характеризующее личность качество.
При правильном педагогическом подходе интересы ребенка имеют неограниченную тенденцию развития. Чем дальше и глубже идет исследовательская поисковая деятельность, тем более не насыщаемым становится интерес, тем больше радость и «жажда» познания. Чем шире связь интереса с «ядром» личности и с прежними интересами, мотивами, основными потребностями личности, чем шире связь идущей от деятельности с широкими социальными мотивами, чем сильнее непосредственный мотив, идущий от деятельности, тем глубже становится интерес, тем он более устойчив.
Анализируя выше сказанное, я сделала выводы: с ростом и развитием ребенка его познавательная активность все больше начинает тяготеть к познавательной деятельности, которая как любая деятельность, характеризуется определенной структурой. Ее элементами являются: потребность, мотивы, предмет деятельности, средства осуществления познавательной деятельности (действия и операции). Отсюда следует, что необходимым условием развития познавательного интереса у дошкольников является поисково — практическая деятельность, несущая познавательную функцию.
Организация развивающего пространства.
Для осуществления экспериментальной деятельности необходим центр активности, в котором было бы собрано множество материалов для детей с целью их исследования.
В процессе экспериментальных действий дети преобразуют объекты с целью выявить скрытые и существенные связи с явлениями природы. В среде, в которой педагоги помогают детям размышлять над своими действиями и только способствуют их обучению в избранной области, и не руководят этим обучением, дети быстрее начинают демонстрировать позитивное поведение.
В нашей группе организованы — центр «Песка и воды», центр «Наука». (Приложение 2,3, 13,14).
В центре экспериментальной деятельности выделены:
1) место для постоянной выставки, где размещаем музей, различные коллекции экспонаты, редкие предметы (раковины, камни, кристаллы, перья и т.п.);
2)место для приборов;
3)место для хранения материалов (природного, «бросового»);
4) место для проведения опытов;
5)место для неструктурированных материалов (песок, вода, опилки, стружка, пенопласт и др.).
Подбор материалов для использования в центре экспериментальной активности — это непрерывный процесс, к которому я стараюсь привлечь детей и их родителей. Я стараюсь заинтересовать родителей и привлечь их к работе в центрах активности, выполнять функции экспертов в отношении собственных детей и активно участвовать в жизни группы. Родители изготовили оснастили необходимым оборудованием центр «Песок и вода». (Приложение 13). С помощью родителей была создана и пополнена картотека опытов (Приложение 18) . Для родителей был проведен семинар — практикум на тему «Экспериментальная деятельность в детском саду», перед семинаром была проведена предварительная работа: родители поделись на группы, каждой группе было предложено найти и оформить интересный материл по экспериментальной деятельности. На семинаре состоялось презентация работ, которые выполнили родители, весь материал был оформлен в специальную папку «Очевидное — невероятное» (Приложение 17). В течение года для родителей были проведены консультации: «Песочная терапия», «Познавательные опыты для детей» (Приложение 19). После консультации «О психолого-педагогической экспертизе продукции для детей», родителям подарены памятки «Рекомендуемые игры для детей» которые содержали : название игры, программное содержание, все игры помечены грифом «Одобрено» МОО экспертиза для детей.
В информационном стенде регулярно обновлялась страничка «Удивление — путь к познанию».
Занимательные опыты, эксперименты побуждают детей к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявления творчества, так как представлены с учётом актуального развития дошкольников. (Приложение 4). Кроме того, дидактический материал обеспечивает развитие двух типов детской активности: собственной активности ребёнка, полностью определяемой им самим, и активности, стимулируемой взрослым. Эти два типа активности тесно связаны между собой и редко выступают в чистом виде. Собственная активность детей, так или иначе, связана с активностью, идущей от взрослого, а знания и умения, усвоенные с помощью взрослого, затем становятся достоянием самого ребёнка. Выделенные два типа детской активности лежат в основе двух взаимосвязанных и, вместе с тем, принципиально различных линий психического развития дошкольника:
-развитие личности и психического развития;
-интересные материалы для работы и игры, чтобы подтолкнуть детей к постановке вопросов в ходе манипулирования материалами и начать поиск ответов на эти вопросы. (Приложение 7).
Организация экспериментальной деятельности.
В ходе работы я выделила для себя основные правила организации экспериментальной деятельности:
1. Осуществлять творческий подход к работе.
2. Избегать прямых инструкций, учить детей действовать самостоятельно.
3. Не делать за детей то, что они могут сделать или могут научиться делать самостоятельно.
4. Не спешить с вынесением оценочных суждений.
5. Помогать детям управлять процессом усвоения знаний:
— прослеживать связи между предметами, событиями и явлениями;
— формировать навыки самостоятельного решения проблем;
— обучать анализу и синтезу, классификации, обобщению информации.
Столкнувшись с новым видом материалов, дети обычно проходят три
предсказуемые стадии:
· Стадия экспериментирования, продолжительность которой зависит от возраста, способности и предыдущего опыта детей.
· Введение новых слов необходимого словаря, связанного с новыми материалами. Словарь лучше вводить в то время, пока новые материалы актуально используются. В ходе беседы задаю вопросы: «Что ты можешь сказать об этом?», «какие варианты тут можно ещё попробовать?» и т.п. Затем внимательно выслушиваю предлагаемые детьми творческие соображения, помогаю с помощью новых слов высказать рассуждения, описать материалы. Предлагаю родителям почитать детям литературу по теме.
· Обозначение проблемы — обычно это вопрос, который возникает во время обсуждения. Здесь моя задача состоит в том, чтобы мотивировать ребёнка к рассуждению, нахождению решений и ответов.
ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ЭТАП.
Целенаправленное педагогическое воздействие, планирование работы возможно только в случае периодического трехуровневого отслеживания достигнутых результатов
- начало года — сентябрь,
- промежуточная диагностика — январь,
- контрольная диагностика — апрель.
Диагностика была проведена во второй младшей группе (возраст детей
При проведении диагностики я использовала материал из программы развития познавательных способностей детей
1.наблюдательность,
2. обследовательские умения,
3. способность к символизации,
4.способность к обобщению,
5.способность к целеполаганию.
На первом этапе диагностики я ставила перед собой задачу выявить исходный уровень состояния познавательных способностей детей для составления плана работы. Выяснила, что дети затрудняются в умении выделять и называть основные признаки предмета, составлять рассказ из
Во время промежуточной диагностики мною была оценена эффективность педагогических воздействий (экспериментальной деятельности) составлен дальнейший план работы. Я выявила определенную динамику в развитии детей умение действовать по указанию взрослого, умение выделять и называть признаки, группировать признаки. Родители были ознакомлены с результатом диагностики, они отметили целесообразность проведенной работы.
Заключительный этап диагностики показал уровень развития познавательных способностей :
— наблюдательность — границы восприятия детей значительно увеличились, расширились, различение признаков стало более дифференцированным, объемным;
— обследовательские умения — дети получили больше представлений о предмете, обследуя его;
— обобщение — у детей сформировалось не только достаточно четкое представление о некоторых признаках предмета, но и умения объединять группы предметов со сходными признаками. Важная сторона умения действовать не только по указанию взрослого, но и самостоятельно;
— способность к символизации дети научились заменять один предмет другим, реальным или воображаемым;
— целеполагание — дети научились ставить перед собой цель, определять последовательность и результативность действий
Количество детей группы с высоким уровнем развития познавательных процессов увеличилось (Приложение 16). Динамика развития у детей, с которыми проводились занятия по экспериментальной деятельности, составила увеличение количества детей с высоким уровнем:
Мои наблюдения и проводимая диагностика показывают, что дети дошкольного возраста проявляют большой интерес к экспериментальной деятельности, которая даёт простор для развития творческого, критического мышления, речи ребёнка, расширяет его кругозор, создавая условия для активного изучения самой разной тематики.
заключение
Ребенок появляется на свет с врожденной познавательной направленностью, которая помогает ему адаптироваться на первых порах к новым условиям жизнедеятельности. Достаточно быстро познавательная направленность переходит в познавательную активность — состояние внутренней готовности к познавательной деятельности. Проявляется оно в поисковых действиях, направленных на получение новых впечатлений об окружающем мире. С ростом и развитием ребенка его познавательная активность все больше тяготеет к познавательной деятельности. В познавательной деятельности развиваются и формируются познавательные интересы.
Благодаря познавательному интересу и сами знания, и процесс их приобретения могут стать движущей силой развития интеллекта и важным фактором воспитания личности. Одаренным детям свойственно сильное стремление к познанию, исследованию окружающего мира. Ребенок не терпит ограничений на свои исследования, и это его свойство, проявившись довольно рано на всех возрастных этапах продолжает оставаться его важнейшей отличительной чертой. Лучший способ личностного развития, настоящий залог высокого интеллекта — это искренний интерес к миру, проявляющийся в познавательной активности, в стремлении использовать любую возможность, чтобы чему-нибудь научиться.
Потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития неистощимой деятельности, направленной на познание окружающего мира. В развитии познавательного интереса ведущей ролью является детское экспериментирование. Чем разнообразнее и интенсивнее экспериментальная деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается. Экспериментальная деятельность принципиально отличается от любой другой тем, что образ цели, определяющий эту деятельность, сам еще не сформирован и характеризуется неопределенностью, неустойчивостью. В ходе поиска он уточняется, проясняется. Это накладывает особый отпечаток на все действия, входящие в поисковую деятельность: они чрезвычайно гибки, подвижны и носят пробный характер.
Организация экспериментальной деятельности — это мощный стимул в развитии детей и совершенствовании педагогического мастерства.
литература
- Выготский Л.С «Собрание сочинений» т.3
- Дусавицкий А.К Воспитывая интерес. М.: Знание, 1984.
- Дусавицкий А.К. Формула интереса. М.: Педагогика, 1989.
- Дженис Ван Клив «200 экспериментов».
- Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетина В.В. Неизведанное рядом. М., 2004
- «Забавные физические опыты», «Гром и молния. Опыты без взрывов» из серии «Мастерилка» журнала «Карапуз».
- Журнал «Воспитатель ДОУ» № 9 / 2009 «Портрет современного дошкольника»;
- Иванова А.И. Детское экспериментирование как метод обучения./ Управление ДОУ, № 4, 2004, с. 84 — 92
- Короткова Н.А. Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников. / Ребенок в детском саду. № 3, 4, 5 2003, № 1, 2002
- Маркова А. К. Формирование мотивации учения. 1983, с.7.
- Методические рекомендации «Организация экспериментальной деятельности дошкольников» под редакцией Л.Н. Прохоровой, М.: АРКТИ,2008
- Никитин Б.П. Ступеньки творчества, или Развивающие игры — М.: Просвещение, 1989 г.
- Программа «Сообщество». М. 1999 г.
- Рыжова Н.А.. Волшебница-вода. Воздух-невидимка
- Свирская Л. «Игры с песком и водой». ж/л «Обруч» № 6/1997г.
- Соловьева Е. Как организовать поисковую деятельность детей. / Дошкольное воспитание. № 1, 2005
- Тихомирова Л.Ф. Развитие познавательные способности детей. Ярославль «Академия развития» 1996 г.
Автор: Бесстрахова Светлана Анатольевна
Должность: воспитатель
Место работы: МДОУ детский сад общеразвивающего вида № 3 «Якорек»
Месторасположение: г. Тутаев, Ярославская область, Россия
Конкурсы для педагогов. Номинация: «Лучшая авторская публикация»
Дата изменения: 23.08.2014
Дата публикации: 09.04.2014