Семинар-практикум «Путешествие в страну веселых пальчиков» в старшей группе

Тема: «Путешествие в страну веселых пальчиков»

Форма проведения: семинар-практикум

Аудитория: родители воспитанников старшей логопедической группы для детей с общим недоразвитием речи.

Количество участников: 10 человек — родители, учитель-логопед.

Задачи:

1. сформировать у родителей представления об особенностях развития мелкой моторики рук у детей с общим недоразвитием речи, о роли развития мелкой моторики в коррекции речевых нарушений;

2. предоставить родителям практические рекомендации по использованию игр и упражнений, направленных на развитие мелкой моторики рук;

3. упражнять родителей в умении самостоятельно подбирать игры и упражнения для развития мелкой моторики рук.

Ожидаемые результаты:

— у родителей сформированы представления об особенностях развития мелкой моторики рук у детей с общим недоразвитием речи, о роли развития мелкой моторики в коррекции речевых нарушений;

— родителям даны практические рекомендации по использованию игр и упражнений, направленных на развитие мелкой моторики рук;

— родителями получен опыт самостоятельного подбора игр и упражнений для развития мелкой моторики рук.

Информационно- техническое обеспечение: буклеты на тему «Нетрадиционные приемы пальчиковой гимнастики», аудиоматериал: фрагмент песни «Волшебная страна», видеофрагмент физкультурного досуга «Путешествие в лес».

Материалы и оборудование: магнитофон, кукла, различные виды бусов, сюжетная картинка по сказки «Репка», мячи-ежики, эспандеры, детские носовые платочки, тетради с графическими упражнениями, прищепки, грецкие орехи, ребристые карандаши, пробки, спички.

Логика проведения:

1. «Приветствие родителей».

2. «Разминка для ума и тела».

В начале мероприятия логопед предлагает родителям «вернуться в детство»: «Наверное, каждый из вас хорошо помнит свое детство. И, глядя на своих детей, мы часто думаем о том, как хорошо было в нашем детстве… И конфеты были слаще, и мороженое вкусней… Предлагаю вам ненадолго окунуться в прекрасный и волшебный мир детства…».

Родителям предлагается прослушать песню (фрагмент) «Волшебная страна».

Далее предлагается разминка для пальчиков (и не только), начинающаяся с игровой ситуации с куклой и бусами.

Представим на минуточку себя на месте малыша, поиграем …

Маша в гости собиралась,

Маша в платье наряжалась,

Туфли новые надела,

Долго в зеркало глядела.

Причесалась не спеша,

До чего же хороша!

Бусы новые надела,

Застегнула неумело,

Разбежались бусы вскачь,

Тише, Машенька, не плачь!

Разминка для родителей. Далее родителям предлагается помочь собрать бусы (кто быстрее?).

Оказывается, нелёгкая это задача. Представляете, каково же малышам…

Счастливое детство, говорим мы, часто не подозревая, что быть ребенком трудно. Это огромная, непрерывная, сложная работа: расти, открывая мир, узнавать людей, учиться… И порой им приходится очень трудно без поддержки взрослых.

2. «Немного теории…»

Уважаемые родители!

Сегодня мы с вами поговорим о значении развития мелкой моторики рук в развитии детской речи, и на практике познакомимся с играми и упражнениями, при помощи которых можно развивать мелкую моторику рук малыша.

В последнее время современные родители часто слышат о мелкой моторике и необходимости ее развивать. Что же такое мелкая моторика и почему она так важна? Физиологи под этим выражением подразумевают движение мелких мышц кистей рук. При этом важно помнить о координации «рука-глаз», т.к. развитие мелких движений рук происходит под контролем зрения. Почему же так важно развивать мелкую моторику рук ребенка? Дело в том, что в головном мозге человека центры, которые отвечают за речь и движения пальцев расположены очень близко. Стимулируя мелкую моторику, мы активируем зоны, отвечающие за речь. И, кроме того, в дальнейшем эти навыки ребенку потребуются для использования движений, чтобы рисовать, писать, одеваться и т. д.

В последнее время выявляется такая закономерность: у большинства современных детей отмечается общее недоразвитие речи, одновременно моторное отставание и отставание в развитии тонких движений пальцев. Выявляется, что зачастую мышцы пальцев рук у детей слабые, дети не могут точно воспроизвести заданную позу, не могут ее удержать, не говоря уже о том, что большинство детей затрудняются в овладении таких навыков, как застегивание и расстегивание пуговиц, молний.

В чем же причина? Еще 20 лет назад родителям, а вместе с ними и детям, приходилось больше делать руками, перебирать крупу, стирать белье, вязать, вышивать и т. п. Сейчас же на каждое занятие есть по машине. Даже обувь теперь родители покупают детям на липучках, чтобы не брать на себя труд учить ребенка застегивать ее, завязывать шнурки. Следствием слабого развития общей моторики, и в частности — руки, является общая неготовность большинства детей к письму или проблемы с речевым развитием. К сожалению, о проблемах с координацией движений и мелкой моторикой большинство родителей узнают только перед школой. Это оборачивается форсированной нагрузкой на ребенка: кроме усвоения новой информации, приходится еще учиться удерживать в непослушных пальцах карандаш.

Начинать работу по развитию мелкой мускулатуры рук нужно с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно массировать пальчики (пальчиковая гимнастика), воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки и т. д. И, конечно, в старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью подготовки к школе, в частности, к письму.

3. «Переходим к практике…»

Путешествие в страну Веселых пальчиков

¨ Остановка «Театральная»

Родителям раздается наглядный материал с содержанием пальчиковых игр и предлагается вместе выполнить эти упражнения.

— игры с пальчиками, изображающими предмет или животное;

(Выполняют упражнения «Кулак-кольцо-ребро», «Зайка», «Кошечка» и другие)

— придумывание сказки с участием пальчиков;

(Проигрывают логосказку «Репка»)

Логопед знакомит с персонажами в сказке «Репка»:

Репка — показываем руками круг;

Дедушка — показываем бороду, соединяем руки под подбородком;

Бабушка — показываем платочек, соединяем руки над головой домиком;

Внучка — показываем косынку, соединяем руки под подбородком;

Жучка — показываем ушки, загибаем большой, средний и указательный палец, а указательный и мизинец немного согнуты;

Кошка — показываем ушки, загибаем большой, средний и указательный палец, указательный и мизинец согнуты;

Мышка — показываем кулачок.

Теперь вместе расскажем и покажем логосказку «Репка»

Посадил дед репку, выросла репка большая пребольшая. Пошел дед тянуть репку, тянет, потянет, вытянуть не может. Позвал дед бабку, бабка за дедку, дедка за репку, тянут, потянут вытянуть не могут. Позвала бабка внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку, тянут, потяну, вытянуть не могут. Позвала внучка Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку тянут, потяну, вытянуть не могут. Позвала Жучка кошку, кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку тянут, потяну, вытянуть не могут. Позвала кошка мышку, мышка за кошку, кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку тянут, потяну, вытянуть не могут.

¨ Остановка «Спортивная»

Вниманию родителей предлагается видеофрагмент физкультурного досуга «Путешествие в лес» (дети идут по лесу, изображая лесных жителей, меняя положения рук и пальцев, физическое упражнение «Попади в корзину») по ходу просмотра даются пояснения: физические упражнения и спортивные игры помогают совершенствовать ручную моторику. Особенно полезны игры с предметами: мячами, скакалками, обручем.

Предлагаются следующие упражнения.

Упражнение с мячом — ежиком

Я мячом круги катаю, между ладонями

Взад — вперед его гоняю. смена рук

Им поглажу я ладошку, соответственно

Будто я сметаю крошку. смена рук

И сожму его немножко, соответственно

Как сжимает лапу кошка. смена рук

Каждым пальцем мяч прижму соответственно

И другой рукой начну. смена рук

А теперь последний трюк: переброс мяча из рук в руки

Мяч летает между рук.

Упражнение с эспандерами

Я в друзьях души не чаю,

Я друзей своих встречаю.

Каждый руку мне пожмет,

Каждый мне привет пошлет!

(Берем кистевой эспандер и сжимаем на каждый ударный слог. После каждой строчки смена рук.)

Упражнение с платком

У меня живот проглот —

Весь платок он скушал , вот!

Сразу стало у проглота

Брюхо, как у бегемота!

(Берем детский носовой платок за уголок и показываем, как целиком вобрать его в ладонь, используя пальцы только одной руки. Другая рука не помогает! Потом предлагаем то же самое сделать родителям. Сначала одной рукой, потом другой. Можно комкать одновременно и два платка.)

¨ Остановка «Школьная»

Родителям предлагается выполнить несколько графических упражнений в тетрадях:

рисование по точкам, обведение шаблонов, графический диктант, штриховка и рисование орнаментов.

¨ Остановка «Всякое разное и интересное» — вниманию родителей предлагается использовать для работы с пальчиками нетрадиционные элементы.

Упражнения с прищепками

Левая рука

5 4 3 2

Вот проснулся, встал гусенок,

2 3 4 5

Пальцы щиплет он спросонок.

Правая рука

5 4 3 2

— дай, хозяйка, корма мне

2 3 4 5

Раньше, чем моей родне!

(Берем бельевые прищепки и прищепляем ногтевые фаланги пальцев на каждый ударный слог.)

Упражнение с грецким орехом

(Катаем орех между ладонями)

Маленькая птичка принесла яичко.

Мы с яичком поиграем, мы яичко покатаем,

Покатаем, не съедим, его птичке отдадим.

Расскажите ребенку сказку об орехе, как он свалился с дерева от ветра (пусть ребенок подует, изображая ветер, тем самым тренируя долгий выдох). Потом орех встретил детишек, которые с удовольствием стали играть с ним. Они прятали орех в кулачке и находили его там (кулачок сжимается и разжимается), катали на карусели (одной ладонью с усилием движем по другой по кругу), спускали с горки (рука прижата к столу тыльной стороной ладони, образуя горку, другой рукой катим орех от кончиков пальцев к запястью и обратно). Потом орех катают по ковру ладошкой вперед и назад, как машинку. Проделаем всё несколько раз одной рукой, потом другой. Орешку все эти игры очень нравятся, а в самом конце он решает нырнуть в «бассейн», который вместо воды наполнен горохом. Найти орешек в миске с горохом непросто, но такая игра в прятки хорошо массирует пальчики.

Упражнение «Крутись карандаш»

Карандаш в руках катаю.

Между пальчиков верчу

Непременно каждый пальчик,

Быть послушным научу.

(используем ребристый карандаш)

Упражнение «Балеринки»

Крышки пальчики обули,

Смело их вперед шагнули.

смена рук

И пошли по переулку

На веселую прогулку.

смена рук

Пальцы словно балеринки,

Но одетые в ботинки.

смена рук

Каждый пальчик- будто ножка,

Только шаркает немножко.

(Берем пластмассовые крышки от бутылок и надеваем их, как обувь, на указательные и средние пальцы. И «идем» пальцами, как ножками, не отрывая «обувь» от поверхности стола, «шаркая». После каждого двустишия — смена рук.)

Упражнение «Колодец»

А из нашего колодца

Никогда вода не льется.

Нет ни кранов и ни труб —

Мы кладем из спичек сруб!

Очень-очень аккуратно

Мы кладем и, вероятно, —

Со стараньем возведен

В мире лучше будет он!

Ровно-ровно, спичку к спичке

Пусть совсем не для водички,

Понимаем я и ты:

Строим мы для красоты.

(Складываем спички в форме колодца. На каждую строчку выкладываем по одной спичке.)

Такие домашние занятия будут для вашего малыша просто бесценны. Конечно, в детском саду мы развивают пальчики детей, но этого не достаточно. Нужна ежедневная систематическая работа в данном направлении. Лучше пусть ребенок лишний раз не сядет за компьютерные игры, не будет вечерами смотреть телевизор, заниматься бесполезными делами, а поиграет вместе с вами в игры на развитие двигательных способностей пальчиков.

А в помощь мне бы хотелось подарить, вот такие буклеты, в которых представлены нетрадиционные приемы пальчиковой гимнастики (в играх использованы разные подручные материалы, которые есть у каждого).

И в заключении.

4. Рефлексия «Мое участие в семинаре»

Родителям предлагаются на выбор ладошки, на обратной стороне которых представлены вопросы.

Что увидели?

Что услышали?

Что почувствовали?

Что хотели бы пожелать детскому саду по вопросу дальнейшего сотрудничества детского сада и семьи по теме семинара?

Желаем творческих успехов!

Автор: Терентьева Наталия Анатольевна
Должность: учитель-логопед
Место работы: ГБОУ СОШ структурное подразделение «Детский сад «Колосок»
Месторасположение: Самарская область, Хворостянский район, с. Хворостянка

Дата изменения: 17.10.2014
Дата публикации: 17.10.2014




Опубликовано в разделах:




Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *