Экологическое воспитание старших дошкольников в детском саду

Козулина Наталья Борисовна
старший воспитатель первой квалификационной категории
МБДОУ детский сад № 36
город Каменск-Шахтинский, Ростовская область

Экологическое воспитание старших дошкольников
на территории детского сада

Разработала: Козулина Н.Б., старший воспитатель первой квалификационной категории муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад комбинированного вида №36 города Каменск-Шахтинский, Ростовская область

СТАРШАЯ ГРУППА

ЦЕЛЬ:
Формировать систему представлений и простейших понятий о предметах и явлениях неживой природы, умение обобщать и классифицировать объекты природы по ярким и существенным признакам и связям, бережное заботливое отношение и любовь к природе, эстетическое восприятие природы.

Задачи:
Познакомить с изменениями продолжительности дня и ночи, особенностями осадков, погоды в разные времена года.
Научить различать, правильно называть растения, ухаживать за ними
Наблюдать основные стадии роста и развития растений, понимать основные изменения в состоянии растений по сезонам.
Учить различать своеобразие внешнего строения и повадок животных.
Познакомить с видами животных, способами защиты животных от врагов. Закреплять навыки работы с садово-огородным инвентарем.

СОДЕРЖАНИЕ.

ОСЕНЬ.

Детям дают представления об изменении продолжительности дня и ночи на протяжении осени. Наблюдения за продолжительностью дня начинают в первые ясные дни сентября. Детям дают задание понаблюдать утром, когда встает солнышко — вместе с ними или раньше; вечером заметить, когда солнышко садится. Наблюдения фиксируются на листе бумаги, на котором с помощью картинок представлены обязательные режимные моменты: подъем, приход в детский сад, завтрак, занятия, прогулка, обед, сон, прогулка, уход детей домой, сон. (Все эти рисунки расположены на одной линии и моделируют продолжительность дня.) Воспитатель предлагает ребенку найти место солнышку на листе: «Где мы его нарисуем?» Утром, когда дети встают солнышко уже взошло, поэтому его рисуют выше картинки, изображающей подъем детей, заход солнца фиксируется так же. Расстояние между восходом и заходом солнца показывает длительность дня.
Повторные наблюдения проводятся после того, как заметно сократится день, всего 3-4 раза за сезон. Дети видят, что линия между восходом и заходом солнца становится короче, значит, и день короче.
Организуются наблюдения за погодой. В начале осени еще ярко светит солнце, небо голубое, тепло. Надо связать эти наблюдения с одеждой самих детей, Позднее на прогулках, а в дождливую погоду из окна, можно найти с детьми признаки, характерные для поздней осени: небо серое, низкое, сплошь покрыто тучами, идет дождь. Характерны для осени утренние туманы. При наблюдении этого явления дети убеждаются, что во время тумана плохо видны предметы. Осенью роса лежит на всех предметах сплошным серебристо-белым налетом. Когда наступает похолодание, все покрывается инеем. Поздней осенью наблюдают замерзание луж (вечером и утром) и оттаивание (днем), устанавливают с детьми причину этого явления.
Наблюдая за растениями, дети находят первые признаки осени (покраснение плодов у рябины, начало пожелтения листьев клена, ясеня, березы). Одновременно воспитатель учит детей отличать 1-2 новых вида деревьев, кустарников от уже знакомых по форме, величине листа. В период золотой осени продолжаются наблюдения за изменением деревьев, кустарников, растений цветника, выполняются рисунки, собирают листья для гербария. Проводятся игры и упражнения — «Самое красивое дерево», «Детки на ветке», «Заячий пирог», «Найди по описанию».
Поздней осенью продолжаются наблюдения за изменением растений, деревьев, кустарников. Педагог учит детей собирать плоды сирени, ясеня, липы для подкормки птиц, обращает внимание детей на то, что деревья, кусты без листьев, но на них имеются почки. Отмечают, что деревья и кусты осенью уже не растут, они отдыхают (находятся в покое). Результаты наблюдений фиксируют в календаре природы.
Наблюдая за животными в начале осени, педагог предлагает детям поискать бабочек, жуков, проводят наблюдения (внешний вид, название, среда обитания, поведение). Повторно наблюдения проводятся в период листопада и поздней осенью. Педагог обращает внимание детей на отсутствие насекомых, выясняет причину и предлагает детям поискать под листьями, в щелях заборов, в трещинах деревьев, оторвать кору у пенька. Дети увидят оцепеневших насекомых.
Проводятся наблюдения за отлетом птиц (объяснить детям поведение птиц: собираются в стаи, улетают в теплые края, где цветут растения и много насекомых). Поздней осенью наблюдают прилет зимующих птиц (снегири, синицы), педагог объясняет детям необходимость подкормки птиц в холодный период. Педагог проводит беседы о том, как готовятся к зиме растения, животные и человек.
Дети принимают посильное участие в сборе урожая овощей, участвуют в перекопке огорода.
Собирают опавшие листья, под руководством педагога выкапывают яму, куда складывают листву на компост.

ЗИМА.

В начале зимы следует отметить уменьшение продолжительности дня, а затем в последующих наблюдениях его увеличение. Результаты наблюдений фиксируются в карточках, делаются выводы.
Проводят наблюдения, отмечают признаки наступающей зимы: стало холодно, дети и взрослые одеваются теплее, земля твердая, замерзшая, замерзли лужи и т.п.
Земля покрывается снегом. При помощи палочки измеряется глубина снежного покрова (на протяжении всей зимы), отмечают на карточках. Воспитатель привлекает детей к наблюдению снежинок. В холодную и ветреную погоду снег похож на белую крупу, снежинки круглые, их гонит по земле ветер. Организовать наблюдение за характером падающего снега в морозную, тихую погоду, отметить, что снег в такую погоду падает отдельными снежинками, плавно, спокойно. В тихую и более теплую погоду наблюдают обильные снегопады — хлопьями (множество отдельных склеившихся снежинок). В результате наблюдений у детей должно сложиться представление, что в разную погоду снег падает по разному: в тихую морозную погоду — отдельными снежинками, при потеплении — хлопьями, при похолодании — в виде крупы, в ветреную погоду _ игольчатый. Воспитатель обращает внимание детей на то, что в морозную погоду снег сухой, предлагает послушать, как он скрипит под ногами, санками, объясняет, что снег скрипит от того, что ломаются снежинки. Предлагает слепить детям снежки; они отмечают, что снег рассыпается, не лепится.
Во время оттепели наблюдают изменение свойств снега: стал мокрым и плотным, не видно отдельных снежинок, можно слепить снежки, фигурки зверей; делают вывод: снег мокрый легко лепится. Результаты наблюдений подкрепляются опытами. В морозную погоду сухой снег насыпают в ведро, увлажняют водой. Из такого снега лепят снежки или фигурки, а затем используют в разных играх.
В течение зимы наблюдают, как постепенно замерзает река: сначала появляется лед у берега, он тонкий, ломкий, затем замерзает весь водоем, лед становится толстым. По нему зимой ходят, катаются на коньках, лыжах.
К концу зимы воспитатель организует наблюдения, характерные именно для этого периода: начинает пригревать солнце, нагреваются различные предметы (потрогать рукой стену дома на солнечной стороне, почему она теплая) Кладут у стены немного снега, смотрят, что с ним будет; выясняют, почему он начал таять. Показать детям, как начали подтаивать сугробы с солнечной стороны (почему?) Снег лежит плотно, покрывается корочкой льда. Дети ходят по насту, ноги проваливаются не глубоко, — значит, снег плотный (наст образуется, когда снег подтаивает на солнце днем и замерзает вечером).
Воспитатель организует труд детей на участке. Они сгребают снег лопатами в кучи, на место будущих снежных построек (снежного дома, вала, ледяной горки), принимают участие в очистке площадки от снега. Воспитатель обучает ребят некоторым приемам работы: как сгребать снег. Разметать метлой, перевозить в ящиках. Вспоминает свойства снега и льда, учит устанавливать связи и зависимости между температурой воздуха и их свойствами.
Дети принимают активное участие в устройстве ледяных дорожек: определяют для них место, расчищают, заливают водой.
Детям важно показать, что деревья и кустарники зимой не погибают, а только прекращают свой рост. Проводятся наблюдения за деревьями в снежном покрове (как можно узнать деревья сейчас, по каким признакам). Воспитатель предлагает детям найти березу, тополь, липу, посмотреть, нет ли поломанных веток. Найдя такую ветку, можно рассмотреть ее, показать на ней почки, раскрыть почку и увидеть на ней зачатки зеленых листочков. Объяснить детям. Что к деревьям и кустарникам нужно подгребать снег, чтобы не промерзли корни. Срезав ветку тополя, ставят ее в воду в помещении группы и наблюдают за распусканием; делают вывод, что деревья и кустарники зимой надо охранять.
Организуют наблюдение за зимующими птицами (синица, снегирь, галка, ворона) так, чтобы показать изменение образа жизни зимой уже известных детям птиц. В сильные морозы воробьи сидят неподвижно, распушив перышки, нахохлившись, в оттепель чирикают. Быстро летают. Большая синица весело тинькает, это полезная птица (поедает вредных насекомых); синицы очень быстро перелетают с дерева на дерево, ловко перемещаются по дереву, ищут корм. Необходимо подвести детей к пониманию, что птицам зимой трудно найти корм, их надо подкармливать. Сравнить способ питания синицы и снегиря: синица корм выклевывает, а снегирь быстро шелушит семена. В ходе беседы уточняется, какие виды корма нужны разным птицам. Педагог демонстрирует изображения разных кормушек. Простейшие кормушки изготавливают самостоятельно и с помощью педагога. Более сложные с помощью родителей. На прогулке находят подходящие места для кормушек на участке детского сада и помогают их развесить.

ВЕСНА.

Организуют наблюдения за изменениями в неживой природе. У детей формируют знания о постепенном нарастании весенних явлений, о смене явлений весны. Ведутся и фиксируются наблюдения за увеличением продолжительности дня, отмечается, что день становится длиннее. Дети совместно с воспитателем выращивают рассаду в уголке природы, закрепляют знания об условиях, необходимых для нормальной жизнедеятельности деревьев и кустарников.
Перед началом работы проводится беседа о правилах поведения: нужно стараться работать дружно, не мешая, друг другу; бережно относиться к посадкам.
Дети перекапывают землю, удобряют ее компостом, разбивают грядки на огороде. Работают небольшими группами по 3 — 4 человека.
В цветнике дошкольники под руководством педагога рыхлят землю, высаживают рассаду, семена.

ЛЕТО.

Уход за посадками, наблюдение за их ростом и развитием. Педагог, окучивая и подвязывая растения, объясняет детям, зачем это нужно.

ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА

ЦЕЛЬ:
Создать условия для перехода к планированию детьми самостоятельной опытно-экспериментальной и трудовой деятельности.

СОДЕРЖАНИЕ.

ОСЕНЬ.

Дети наблюдают, как взрослые сажают молодые деревья на территории детского сада. Педагог проводит беседу о строении деревьев, способах и времени их посадки; о том, что нужно уважать и беречь труд других людей.
Дошкольники собирают урожай овощей, участвуют в перекопке земли.
Совместно с педагогом запасают землю и песок для работы в уголке природы зимой и ранней весной. Совместно с педагогом дети планируют, какие овощи будут сажать в следующем году. Взрослый объясняет, что можно произвести посев моркови, свеклы, зелени (укропа, петрушки и др.) под зиму. После посева дети устанавливают на грядках таблички с изображением этих растений.

Проводится работа по закладыванию на компост сухих листьев.
После сбора семян однолетников дети помогают убирать растения с клумб.
Педагог показывает, как нужно обрезать многолетники, как укрыть их на зиму.

ЗИМА.

Изготовление и развешивание кормушек, подкормка птиц.
На прогулке педагог проводит беседу о защитных свойствах снега, совместно с детьми вспоминает сказку «Мороз Иванович», предлагает раскопать снег, чтобы увидеть, что там «спит» зеленая трава.
Уборка участка от снега становится постоянной обязанностью детей.

ВЕСНА.

Дети привлекаются к рыхлению земли в приствольных кругах деревьев и плодово-ягодных кустарников.
Предварительно продумав план работы на огороде, педагог в беседе с детьми наводящими вопросами и объяснениями побуждает их к обсуждению темы и принятию решений.
На территории огорода дети размечают грядки, где сажать семена и рассаду. Готовят почву к посадке (рыхлят, удобряют компостом).
Педагог предлагает дошкольникам провести эксперимент: часть семян одной овощной культуры посадить сразу в землю, другую часть прорастить перед посадкой, а из третьей части вырастить рассаду. Эту работу можно вести по подгруппам. Например, одна подгруппа занимается семенами перца, другая — огурцов и т. д. Наблюдая за развитием экспериментальных растений в течение лета, дети получают первые представления о наиболее эффективных способах работы с культурами.
Рассаду (кроме хрупкой) педагог поручает сажать детям, предварительно показав, как это делается. Дошкольники выполняют работу поочередно (два ребенка сажают, остальные наблюдают, затем сажают двое других и т. д.). Посадку рассады помидоров и подвязывание растений осуществляет взрослый.
В течение сезона дети зарисовывают свои впечатления. Можно сделать фотоальбом с фотографиями детей во время работы на огороде, в цветнике, осенью провести выставку детских рисунков, праздник выращенного урожая.

ЛЕТО.

Уход за посадками, наблюдение за их ростом и развитием. Педагог, окучивая и подвязывая растения, напоминает, зачем это нужно.

Автор: Козулина Наталья Борисовна
Должность: старший воспитатель первой квалификационной категории
Место работы: МБДОУ детский сад № 36
Месторасположение: город Каменск-Шахтинский, Ростовская область

Дата изменения: 12.07.2015
Дата публикации: 12.07.2015




Опубликовано в разделах:




Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *