Проект по художественно-эстетическому воспитанию дошкольников — «Рождественская сказка»

Вид проекта: творчески-информационный.

Сроки реализации: краткосрочный декабрь-январь.

Актуальность: в наше время мало внимания уделяется знакомству детей с народными традициями. Поэтому необходима практическая разработка условий, оптимизирующих процесс развития художественных способностей и творческого воображения, через ознакомление детей с народными традициями.

Цели:

  1. Знакомство детей с народными традициями, связанными с Рождеством.
  2. Развивать познавательный интерес к русскому народному творчеству.
  3. Обобщать результаты коллективной творческой деятельности детей, родителей, педагогов в ходе реализации проекта «Рождественская сказка».

Задачи:

Образовательные:

  1. Познакомить детей с народными традициями празднования Рождества (святки, колядование).
  2. Познакомить детей с устным народным творчеством (заклички, песенки, связанные с Рождеством, потешки, русские народные сказки).
  3. Учить понимать образный смысл загадок.
  4. Познакомить детей с приемами лепки, аппликации, конструирования при создании сюжетной композиции.
  5. Познакомить детей с библейским сюжетом рождения Иисуса Христа.

Воспитательные:

  1. Воспитывать у детей любовь к русской народной культуре.
  2. Воспитывать эстетические и этические чувства.
  3. Воспитывать любознательность.

Развивающие:

  1. Развивать у детей познавательный интерес к русской народной культуре.
  2. Развитие внимания, мышления, творческого воображения, умения анализировать.
  3. Развивать умение создавать художественный образ по прочитанному произведению.
  4. Активизировать словарь: святки, колядование, «козульки» (рождественское печенье)
  5. Развивать умение выразительно читать стихи, исполнять песни, заклички.
  6. Развивать коммуникативные навыки у детей.

Планируемые результаты:

  1. Знание детьми народных традиций, связанных с Рождеством.
  2. Имеет представление о библейском сюжете рождения Иисуса Христа.
  3. Умеет создавать художественный образ по прочитанному произведению.

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА:

Деятельность заместителя заведующего по УВР:

1. Создание нормативно-методических условий для реализации проекта:

— изучение и разработка нормативных документов

— разработка методических рекомендаций для специалистов детского сада для реализации проекта

2. Организация взаимодействия со сторонними организациями при реализации проекта

3. создание организационно-методических условий реализации проекта:

— планирование и проведение организационных мероприятий в соответствии с планом работы ДОУ, режимом дня и регламентом образовательной деятельности;

— планирование и проведение организационных мероприятий в рамках дополнительного образования детей.

4. Материально-техническое обеспечение проекта

5. Организация управления проектом и контроль за ходом его реализации:

— Контроль за проведением плановых мероприятий

— Анализ эффективности мероприятий

— Отчет о реализации программы на педсовете

— Корректировка содержания планов.

Деятельность старшего воспитателя:

1. Методические рекомендации воспитателям для работы по данной теме

2. Помощь в организации экскурсии в музей.

3. Подготовка методической литературы, иллюстрированных книг, фотографий

4. Организация работы по разработке перспективного планирования, разработке и реализации образовательных проектов, вовлечению родителей к проведению совместных мероприятий

Модель взаимодействия воспитателей и специалистов детского сада

  1. Формы взаимодействия музыкального руководителя и воспитателя:
  • совместное проектирование планов работы, их корректировка по мере решения общих задач;
  • взаимные консультации по использованию музыкального материала в образовательном процессе ДОУ, в решении разнообразных задач воспитания и развития;
  • взаимопосещение занятий с последующим обсуждением;
  • музыкальные гостиные и вечера встреч с музыкой, организованные в ДОУ;
  • совместная подготовка семинаров-практикумов по проблеме целостного воспитания и развития ребенка-дошкольника средствами музыки;
  • совместная организация родительских собраний по проблеме музыкального воспитания и развития ребенка;
  • совместное проектирование музыкально-образовательной среды в ДОУ, в группах;
  • организация смотров-конкурсов проектов музыкально-развивающей среды в ДОУ, в отдельно взятой группе;
  • составление музыкально-профессиональной фонотеки, банка педагогических техник и технологий использования музыки в решении разнообразных задач воспитания и развития дошкольников;
  • взаимодействие с методической службой ДОУ.

Формы взаимодействия педагога дополнительного образования и воспитателя:

Педагог дополнительного образования воспитатель.

  • планирует и организует образовательную деятельность по художественному творчеству (отбор программного материала осуществляется с учетом возрастных особенностей детей и анализа диагностики. На каждую возрастную группу, составляется перспективное планирование. Разрабатываются конспекты занятий, с которыми знакомятся воспитатели, проводятся консультации по отдельным вопросам (методике проведения занятия, способах организации и т. д.);
  • оказывает методическую помощь по вопросам художественного воспитания всем педагогам ДОУ (проводят различные консультации, выступают на педагогических советах, семинарах-практикумах и т. д.). Планирование такой совместной деятельности осуществляется на основе годового плана дошкольного учреждения. Кроме групповых форм взаимодействия раз в неделю планируются встречи со специалистами и обсуждаются вопросы, требующие внимания.
  • разрабатывает и организует информационную работу с родителями.
  • взаимные консультации по использованию художественного материала в образовательном процессе ДОУ, в решении разнообразных задач воспитания и развития;
  • взаимопосещение занятий с последующим обсуждением;
  • совместное проектирование художественно-образовательной среды в ДОУ, в группах;
  • организация смотров-конкурсов , проектов по художественно-эстетическому развитию детей.
  • составление картотеки дидактических игр по развитию художественно-творческих способностей детей, банка педагогических техник и технологий использования изобразительного творчества в решении разнообразных задач воспитания и развития дошкольников.
  • Проведение открытых занятий

Воспитатель педагог дополнительного воспитания.

  • воспитатель на основе рекомендаций педагога дополнительного образования осуществляет индивидуальную работу с детьми;
  • осуществляет предварительную подготовку к занятию:- рассматривание иллюстративного и дидактического материала- проведение дидактических игр на развитие восприятия цвета, композиционных построений, творчества- чтение художественных произведений-оформление тематических выставок

    — беседы, наблюдения

    — оказание помощи в подборе иллюстративного материала

    — присутствие на занятиях у специалиста;

  • оформление выставок детского художественного творчества в группах;

Младший возраст.

Деятельность воспитателей и детей

1. Социально-коммуникативное развитие.

1. 1.Дидактические игры: «Оденем куклу на прогулку», «Составь узор»

2. Речевое развитие.

2. 1. Разучивание стихов, потешек.

2. 2.Обогащение активного словаря: «тулуп», «рукавички», «валенки», «шаль», колядование, «козульки» (рождественское печенье)

3. Познавательное развитие.

3. 1.Беседы с детьми о традициях празднования Нового года, Рождества.

3. 2.Рассматривания картин, иллюстраций.

4. Художественно-эстетическое развитие.

4. 1.Чтение художественной литературы:

— потешки: «Ой, мороз, мороз, мороз…», «Ах, ты зимушка-зима…», «Купим Ване валенки…», «Наша Катя маленька…», «Как по снегу, по метели…»

4. 2. Художественная деятельность:

— «Рождественские свечи» (аппликация)

— «Дед Мороз, Дед Мороз, детям елочку принес» (составление изображения из готовых форм в технике аппликация)

— «Лепим елочные игрушки» (обучение лепке простых форм: шар, жгутик, диск)

— «Краски новогоднего праздника» (рисование в смешанной технике).

4. 2. Разучивание песенок, танцев.

4. 3. Участие в колядовании (в гости к детям приходят дети старшего возраста).

4. 4. Проведение новогоднего утренника

4. 5. Создание творческих работ по прочитанному произведению.

Совместная деятельность детей и родителей.

1. Подбор открыток, фотографий для оформления альбомов, выставок.

2. Участие в качестве зрителей на праздниках, посвященных Новому году, народные праздники.

3. Участие в оформление группового помещения.

4. Совместная родительско-детская творческая деятельность (изготовление поделок, рисунков и т. д.)

Средний возраст.

Деятельность воспитателей и детей

1. Социально-коммуникативное развитие.

1. 1.Дидактические игры: «Собери животное из фигур», «Составь узор», «Обведи элемент», «Собери целое», «Продолжи рисунок».

2. Речевое развитие.

2. 1. Разучивание стихов, потешек.

2. 2 Обогащение активного словаря: святки, колядование, «козульки» (рождественское печенье)

3. Познавательное развитие.

3. 1.Беседы с детьми о традициях празднования Нового года.

3. 2.Рассматривания картин, иллюстраций.

4. Художественно-эстетическое развитие.

4. 1.Чтение художественной литературы:

— потешки: «Ой, мороз, мороз, мороз…», «Ах, ты зимушка-зима…», «Купим Ване валенки…», «Наша Катя маленька…», «Как по снегу, по метели…»

— русские сказки: «Лисичка-сестричка и волк», «Рукавичка», «Зимовье зверей».

4. 2. Разучивание песенок, закличек, танцев: «Как на тоненький ледок…» (р.н.п.), песенка-игра (колядка) «Щедровичка», закличка «Мороз, Мороз! Не морозь наш нос!».

4. 3. Художественная деятельность:

— «Ах, проказник, Дед Мороз!» (изображение морозны узоров в технике декоративного рисования).

— «Новогодние игрушки» (смешанная техника – рисование, аппликация)

— «Праздничная елочка» (аппликация)

— «Мы ждем новогодние праздники» (знакомство с традициями празднования Нового года, Рождества – коллективная работа)

— «Раз морозным вечерком…» (создание сказочных образов в лепке – «коллаж»)

— «Снегурочка танцует» — (сюжетная лепка)

4. 4. Проведение новогоднего утренника

4. 5. Участие в колядовании (в гости к детям приходят дети старшего возраста).

4. 6. Создание сюжетной композиции по прочитанному произведению.

4. 7. Сочинение авторской сказки.

Совместная деятельность детей и родителей.

1. Подбор открыток, фотографий для оформления альбомов, выставок.

2. Участие в качестве зрителей на праздниках, посвященных Новому году, народные праздники.

3. Участие в оформление группового помещения.

4. Совместная родительско-детская творческая деятельность (изготовление поделок, рисунков и т. д.)

Старший возраст.

Деятельность воспитателей и детей.

1. Социально-коммуникативное развитие.

1. 1.Дидактические игры: «Собери животное из фигур», «Найди лишнее», « Что изменилось», «Узнай элементы узора», «Художественные часы», «Составь узор», «Из какой росписи птица», «Помоги Незнайке» и т. д.

1. 2.Организация экскурсии в музей «Народного быта» в детский дом №14

2. Речевое развитие.

2. 1. Разучивание стихов, потешек.

2. 2.Обогащение активного словаря : святки, колядование, «козульки» (рождественское печенье), святочные гадания

3. Познавательное развитие.

3. 1. Беседы с детьми о традициях празднования Нового года, Рождества.

3. 2. Знакомство с народными приметами

3. 3. Рассматривания картин, иллюстраций.

3. 4. Знакомство детей с библейским сюжетом рождения Иисуса Христа.

4. Художественно-эстетическое развитие.

4. 1.Чтение художественной литературы:

  1. Потешки: «Как на тоненький ледок…», «Ой, мороз, мороз, мороз…», «Коляда! Коляда! А бывает коляда…», «коляда, коляда, ты подай пирога…», «Как пошла коляда…».
  2. Русские сказки: «Снегурочка», «Зимовье зверей», «По щучьему велению», «Морозко», «Двенадцать месяцев», «Серебрянное копытце» П. Бажов, «Старик годовик», «Мороз Иванович», «Елка» В. Сутеев.

4.2. Художественное творчество:

  1. «Снеговик» — аппликация с элементами рисования.
  2. «Звонкие колокольчики» — тестопластика.
  3. «Волшебные снежинки» (знакомство детей с народным творчеством – кружево, гжельский художественно-прикладной промысел).
  4. «Подарочные коробочки» — конструирование.
  5. «Снеговик подсвечник» — каркасная лепка с элементами конструирования.
  6. «Заяц» — изготовление фигурки зверя по схеме (конструирование).
  7. создание коллективной сюжетной композиции.
  8. создание элементов для карнавального костюма – карнавальные маски (конструирование).
  9. «Новогодняя глиняная сказка» — лепка действующих лиц для сказки по мотивам народных игрушек (каргопольские, дымковские, филимоновские).
  10. «Куклы наших бабушек» — конструирование.
  11. «Зимние узоры» (знакомство детей с народным творчеством – кружево, гжельский художественно-прикладной промысел).

4. 3. Разучивание песенок, закличек, танцев.

4. 4. Проведение новогоднего утренника

4. 5. Колядование (проведение совместного праздничного мероприятия с детьми из детского дома).

4. 6. Создание сюжетной композиции по прочитанному произведению.

4. 7. Сочинение авторской сказки.

Проект по художественно-эстетическому воспитанию дошкольников - «Рождественская сказка».

Конкурсы для воспитателей МБДОУ ДС №379 «Лесная полянка» Челябинская область Казанцева Наталья Сергеевна

Проект по художественно-эстетическому воспитанию дошкольников - «Рождественская сказка».

Совместная деятельность детей и родителей.

  1. Подбор открыток, фотографий для оформления альбомов, выставок.
  2. Участие в качестве зрителей на праздниках, посвященных Новому году, народные праздники.
  3. Участие в оформление группового помещения.
  4. Совместная родительско-детская творческая деятельность (изготовление поделок, рисунков, сочинение творческих сказок и т. д.)

Литература:

  1. «От рождения до школы». Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/ Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой – 3-е изд., испр. и доп. – М.: МОЗАИКА_СИНТЕЗ, 2012.
  2. Бабунов Е.С. «Наш дом – Южный Урал».
  3. Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры.
  4. Лыкова И.А. Художественный труд в детском саду. Средняя группа. Веселая ярмарка. Конспекты занятий и методические рекомендации: Учебно-методическое пособие. – М.: Издательский дом «Цветной мир», 2010.
  5. Лыкова И.А. Художественный труд в детском саду. Старшая группа. Конспекты занятий и методические рекомендации: Учебно-методическое пособие. – М.: Издательский дом «Цветной мир», 2010.
  6. Лыкова И.А. Художественный труд в детском саду. Подготовительная группа. Школа дизайна. Конспекты занятий и методические рекомендации: Учебно-методическое пособие. – М.: Издательский дом «Цветной мир», 2011.
  7. Лыкова И.А. Художественный труд в детском саду: Учебно-методическое пособие. –М.:Издательский дом «Цветной мир», 2010.
  8. Шестакова А.В. РОСТОК:учебное пособие по художественно-творческому развитию детей дошкольного возраста. – Челябинск, 1996.
  9. Энциклопедия детского фольклора: потешки, прибаутки, заклички, приговоры, игры, колыбельные песни. – М.: издательство «БЕЛЫЙ ГОРОД», 2008.

Автор: Казанцева Наталья Сергеевна
Должность: заместитель заведующего по УВР,
Место работы: МБДОУ ДС №379 «Лесная полянка»
Месторасположение: Челябинская область, город Челябинск, Россия

Дата изменения: 26.01.2021
Дата публикации: 10.04.2014




Опубликовано в разделах:




Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *