Вид проекта: творчески-информационный.
Сроки реализации: краткосрочный декабрь-январь.
Актуальность: в наше время мало внимания уделяется знакомству детей с народными традициями. Поэтому необходима практическая разработка условий, оптимизирующих процесс развития художественных способностей и творческого воображения, через ознакомление детей с народными традициями.
Цели:
- Знакомство детей с народными традициями, связанными с Рождеством.
- Развивать познавательный интерес к русскому народному творчеству.
- Обобщать результаты коллективной творческой деятельности детей, родителей, педагогов в ходе реализации проекта «Рождественская сказка».
Задачи:
Образовательные:
- Познакомить детей с народными традициями празднования Рождества (святки, колядование).
- Познакомить детей с устным народным творчеством (заклички, песенки, связанные с Рождеством, потешки, русские народные сказки).
- Учить понимать образный смысл загадок.
- Познакомить детей с приемами лепки, аппликации, конструирования при создании сюжетной композиции.
- Познакомить детей с библейским сюжетом рождения Иисуса Христа.
Воспитательные:
- Воспитывать у детей любовь к русской народной культуре.
- Воспитывать эстетические и этические чувства.
- Воспитывать любознательность.
Развивающие:
- Развивать у детей познавательный интерес к русской народной культуре.
- Развитие внимания, мышления, творческого воображения, умения анализировать.
- Развивать умение создавать художественный образ по прочитанному произведению.
- Активизировать словарь: святки, колядование, «козульки» (рождественское печенье)
- Развивать умение выразительно читать стихи, исполнять песни, заклички.
- Развивать коммуникативные навыки у детей.
Планируемые результаты:
- Знание детьми народных традиций, связанных с Рождеством.
- Имеет представление о библейском сюжете рождения Иисуса Христа.
- Умеет создавать художественный образ по прочитанному произведению.
РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА:
Деятельность заместителя заведующего по УВР:
1. Создание нормативно-методических условий для реализации проекта:
— изучение и разработка нормативных документов
— разработка методических рекомендаций для специалистов детского сада для реализации проекта
2. Организация взаимодействия со сторонними организациями при реализации проекта
3. создание организационно-методических условий реализации проекта:
— планирование и проведение организационных мероприятий в соответствии с планом работы ДОУ, режимом дня и регламентом образовательной деятельности;
— планирование и проведение организационных мероприятий в рамках дополнительного образования детей.
4. Материально-техническое обеспечение проекта
5. Организация управления проектом и контроль за ходом его реализации:
— Контроль за проведением плановых мероприятий
— Анализ эффективности мероприятий
— Отчет о реализации программы на педсовете
— Корректировка содержания планов.
Деятельность старшего воспитателя:
1. Методические рекомендации воспитателям для работы по данной теме
2. Помощь в организации экскурсии в музей.
3. Подготовка методической литературы, иллюстрированных книг, фотографий
4. Организация работы по разработке перспективного планирования, разработке и реализации образовательных проектов, вовлечению родителей к проведению совместных мероприятий
Модель взаимодействия воспитателей и специалистов детского сада
- Формы взаимодействия музыкального руководителя и воспитателя:
- совместное проектирование планов работы, их корректировка по мере решения общих задач;
- взаимные консультации по использованию музыкального материала в образовательном процессе ДОУ, в решении разнообразных задач воспитания и развития;
- взаимопосещение занятий с последующим обсуждением;
- музыкальные гостиные и вечера встреч с музыкой, организованные в ДОУ;
- совместная подготовка семинаров-практикумов по проблеме целостного воспитания и развития ребенка-дошкольника средствами музыки;
- совместная организация родительских собраний по проблеме музыкального воспитания и развития ребенка;
- совместное проектирование музыкально-образовательной среды в ДОУ, в группах;
- организация смотров-конкурсов проектов музыкально-развивающей среды в ДОУ, в отдельно взятой группе;
- составление музыкально-профессиональной фонотеки, банка педагогических техник и технологий использования музыки в решении разнообразных задач воспитания и развития дошкольников;
- взаимодействие с методической службой ДОУ.
Формы взаимодействия педагога дополнительного образования и воспитателя:
- планирует и организует образовательную деятельность по художественному творчеству (отбор программного материала осуществляется с учетом возрастных особенностей детей и анализа диагностики. На каждую возрастную группу, составляется перспективное планирование. Разрабатываются конспекты занятий, с которыми знакомятся воспитатели, проводятся консультации по отдельным вопросам (методике проведения занятия, способах организации и т. д.);
- оказывает методическую помощь по вопросам художественного воспитания всем педагогам ДОУ (проводят различные консультации, выступают на педагогических советах, семинарах-практикумах и т. д.). Планирование такой совместной деятельности осуществляется на основе годового плана дошкольного учреждения. Кроме групповых форм взаимодействия раз в неделю планируются встречи со специалистами и обсуждаются вопросы, требующие внимания.
- разрабатывает и организует информационную работу с родителями.
- взаимные консультации по использованию художественного материала в образовательном процессе ДОУ, в решении разнообразных задач воспитания и развития;
- взаимопосещение занятий с последующим обсуждением;
- совместное проектирование художественно-образовательной среды в ДОУ, в группах;
- организация смотров-конкурсов , проектов по художественно-эстетическому развитию детей.
- составление картотеки дидактических игр по развитию художественно-творческих способностей детей, банка педагогических техник и технологий использования изобразительного творчества в решении разнообразных задач воспитания и развития дошкольников.
- Проведение открытых занятий
Воспитатель педагог дополнительного воспитания.
- воспитатель на основе рекомендаций педагога дополнительного образования осуществляет индивидуальную работу с детьми;
- осуществляет предварительную подготовку к занятию:- рассматривание иллюстративного и дидактического материала- проведение дидактических игр на развитие восприятия цвета, композиционных построений, творчества- чтение художественных произведений-оформление тематических выставок
— беседы, наблюдения
— оказание помощи в подборе иллюстративного материала
— присутствие на занятиях у специалиста;
- оформление выставок детского художественного творчества в группах;
Младший возраст.
Деятельность воспитателей и детей
1. Социально-коммуникативное развитие.
1. 1.Дидактические игры: «Оденем куклу на прогулку», «Составь узор»
2. Речевое развитие.
2. 1. Разучивание стихов, потешек.
2. 2.Обогащение активного словаря: «тулуп», «рукавички», «валенки», «шаль», колядование, «козульки» (рождественское печенье)
3. Познавательное развитие.
3. 1.Беседы с детьми о традициях празднования Нового года, Рождества.
3. 2.Рассматривания картин, иллюстраций.
4. Художественно-эстетическое развитие.
4. 1.Чтение художественной литературы:
— потешки: «Ой, мороз, мороз, мороз…», «Ах, ты зимушка-зима…», «Купим Ване валенки…», «Наша Катя маленька…», «Как по снегу, по метели…»
4. 2. Художественная деятельность:
— «Рождественские свечи» (аппликация)
— «Дед Мороз, Дед Мороз, детям елочку принес» (составление изображения из готовых форм в технике аппликация)
— «Лепим елочные игрушки» (обучение лепке простых форм: шар, жгутик, диск)
— «Краски новогоднего праздника» (рисование в смешанной технике).
4. 2. Разучивание песенок, танцев.
4. 3. Участие в колядовании (в гости к детям приходят дети старшего возраста).
4. 4. Проведение новогоднего утренника
4. 5. Создание творческих работ по прочитанному произведению.
Совместная деятельность детей и родителей.
1. Подбор открыток, фотографий для оформления альбомов, выставок.
2. Участие в качестве зрителей на праздниках, посвященных Новому году, народные праздники.
3. Участие в оформление группового помещения.
4. Совместная родительско-детская творческая деятельность (изготовление поделок, рисунков и т. д.)
Средний возраст.
Деятельность воспитателей и детей
1. Социально-коммуникативное развитие.
1. 1.Дидактические игры: «Собери животное из фигур», «Составь узор», «Обведи элемент», «Собери целое», «Продолжи рисунок».
2. Речевое развитие.
2. 1. Разучивание стихов, потешек.
2. 2 Обогащение активного словаря: святки, колядование, «козульки» (рождественское печенье)
3. Познавательное развитие.
3. 1.Беседы с детьми о традициях празднования Нового года.
3. 2.Рассматривания картин, иллюстраций.
4. Художественно-эстетическое развитие.
4. 1.Чтение художественной литературы:
— потешки: «Ой, мороз, мороз, мороз…», «Ах, ты зимушка-зима…», «Купим Ване валенки…», «Наша Катя маленька…», «Как по снегу, по метели…»
— русские сказки: «Лисичка-сестричка и волк», «Рукавичка», «Зимовье зверей».
4. 2. Разучивание песенок, закличек, танцев: «Как на тоненький ледок…» (р.н.п.), песенка-игра (колядка) «Щедровичка», закличка «Мороз, Мороз! Не морозь наш нос!».
4. 3. Художественная деятельность:
— «Ах, проказник, Дед Мороз!» (изображение морозны узоров в технике декоративного рисования).
— «Новогодние игрушки» (смешанная техника – рисование, аппликация)
— «Праздничная елочка» (аппликация)
— «Мы ждем новогодние праздники» (знакомство с традициями празднования Нового года, Рождества – коллективная работа)
— «Раз морозным вечерком…» (создание сказочных образов в лепке – «коллаж»)
— «Снегурочка танцует» — (сюжетная лепка)
4. 4. Проведение новогоднего утренника
4. 5. Участие в колядовании (в гости к детям приходят дети старшего возраста).
4. 6. Создание сюжетной композиции по прочитанному произведению.
4. 7. Сочинение авторской сказки.
Совместная деятельность детей и родителей.
1. Подбор открыток, фотографий для оформления альбомов, выставок.
2. Участие в качестве зрителей на праздниках, посвященных Новому году, народные праздники.
3. Участие в оформление группового помещения.
4. Совместная родительско-детская творческая деятельность (изготовление поделок, рисунков и т. д.)
Старший возраст.
Деятельность воспитателей и детей.
1. Социально-коммуникативное развитие.
1. 1.Дидактические игры: «Собери животное из фигур», «Найди лишнее», « Что изменилось», «Узнай элементы узора», «Художественные часы», «Составь узор», «Из какой росписи птица», «Помоги Незнайке» и т. д.
1. 2.Организация экскурсии в музей «Народного быта» в детский дом №14
2. Речевое развитие.
2. 1. Разучивание стихов, потешек.
2. 2.Обогащение активного словаря : святки, колядование, «козульки» (рождественское печенье), святочные гадания
3. Познавательное развитие.
3. 1. Беседы с детьми о традициях празднования Нового года, Рождества.
3. 2. Знакомство с народными приметами
3. 3. Рассматривания картин, иллюстраций.
3. 4. Знакомство детей с библейским сюжетом рождения Иисуса Христа.
4. Художественно-эстетическое развитие.
4. 1.Чтение художественной литературы:
- Потешки: «Как на тоненький ледок…», «Ой, мороз, мороз, мороз…», «Коляда! Коляда! А бывает коляда…», «коляда, коляда, ты подай пирога…», «Как пошла коляда…».
- Русские сказки: «Снегурочка», «Зимовье зверей», «По щучьему велению», «Морозко», «Двенадцать месяцев», «Серебрянное копытце» П. Бажов, «Старик годовик», «Мороз Иванович», «Елка» В. Сутеев.
4.2. Художественное творчество:
- «Снеговик» — аппликация с элементами рисования.
- «Звонкие колокольчики» — тестопластика.
- «Волшебные снежинки» (знакомство детей с народным творчеством – кружево, гжельский художественно-прикладной промысел).
- «Подарочные коробочки» — конструирование.
- «Снеговик подсвечник» — каркасная лепка с элементами конструирования.
- «Заяц» — изготовление фигурки зверя по схеме (конструирование).
- создание коллективной сюжетной композиции.
- создание элементов для карнавального костюма – карнавальные маски (конструирование).
- «Новогодняя глиняная сказка» — лепка действующих лиц для сказки по мотивам народных игрушек (каргопольские, дымковские, филимоновские).
- «Куклы наших бабушек» — конструирование.
- «Зимние узоры» (знакомство детей с народным творчеством – кружево, гжельский художественно-прикладной промысел).
4. 3. Разучивание песенок, закличек, танцев.
4. 4. Проведение новогоднего утренника
4. 5. Колядование (проведение совместного праздничного мероприятия с детьми из детского дома).
4. 6. Создание сюжетной композиции по прочитанному произведению.
4. 7. Сочинение авторской сказки.
Совместная деятельность детей и родителей.
- Подбор открыток, фотографий для оформления альбомов, выставок.
- Участие в качестве зрителей на праздниках, посвященных Новому году, народные праздники.
- Участие в оформление группового помещения.
- Совместная родительско-детская творческая деятельность (изготовление поделок, рисунков, сочинение творческих сказок и т. д.)
Литература:
- «От рождения до школы». Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/ Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой – 3-е изд., испр. и доп. – М.: МОЗАИКА_СИНТЕЗ, 2012.
- Бабунов Е.С. «Наш дом – Южный Урал».
- Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры.
- Лыкова И.А. Художественный труд в детском саду. Средняя группа. Веселая ярмарка. Конспекты занятий и методические рекомендации: Учебно-методическое пособие. – М.: Издательский дом «Цветной мир», 2010.
- Лыкова И.А. Художественный труд в детском саду. Старшая группа. Конспекты занятий и методические рекомендации: Учебно-методическое пособие. – М.: Издательский дом «Цветной мир», 2010.
- Лыкова И.А. Художественный труд в детском саду. Подготовительная группа. Школа дизайна. Конспекты занятий и методические рекомендации: Учебно-методическое пособие. – М.: Издательский дом «Цветной мир», 2011.
- Лыкова И.А. Художественный труд в детском саду: Учебно-методическое пособие. –М.:Издательский дом «Цветной мир», 2010.
- Шестакова А.В. РОСТОК:учебное пособие по художественно-творческому развитию детей дошкольного возраста. – Челябинск, 1996.
- Энциклопедия детского фольклора: потешки, прибаутки, заклички, приговоры, игры, колыбельные песни. – М.: издательство «БЕЛЫЙ ГОРОД», 2008.
Автор: Казанцева Наталья Сергеевна
Должность: заместитель заведующего по УВР,
Место работы: МБДОУ ДС №379 «Лесная полянка»
Месторасположение: Челябинская область, город Челябинск, Россия
Дата изменения: 26.01.2021
Дата публикации: 10.04.2014