Квест — проект «Родные просторы». Тип проекта: информационно — практико-ориентированный. Вид проекта: долгосрочный.

 

Актуальность

«Родина для человека — самое дорогое и священное, без чего человек перестает быть личностью».

В. А. Сухомлинский.

Этот год для нашей области необычный, юбилейный. И мы не могли остаться в стороне и не обратить на это внимание наших воспитанников.

Проблема патриотического воспитания сегодня одна из самых актуальных. Известно, что дошкольный возраст – важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, развиваются представления детей о человеке, обществе и культуре, природе, родном крае.

Изучение родного края, его истории необходимо для всех детей независимо от их возраста. И прививать любовь к Родине у детей следует начинать с привития любви к своей малой Родине: к своему родному краю, городу, в котором ты родился и живёшь.

«Родная земля и в горсти мила» — гласит народная пословица. Проект по краеведению дает возможность использовать социально-культурную среду для изучения природы, истории и культуры своего города и края, его замечательных людей.

Поэтому мы решили весь учебный год посвятить работе по формированию у ребенка чувства любви к Родине, воспитания у него эмоционально-положительного отношения к тем местам, где он родился и живет; развивать умение видеть и понимать красоту окружающей жизни; желание узнать больше об особенностях природы и истории родного края необходимо и актуально.

Цель проекта. Формировать у детей представления о своём родном крае, его истории и культуре.

Задачи.

• Формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к родному городу, к культурному наследию родного края.

• Воспитание уважительного отношения к человеку-труженику результатам его труда, родной земле, защитникам Отечества, государственной символике, традициям Ивановской области.

• Формирование представлений о жизни и труде людей в Ивановской области.

• Создание условий для формирования и развития общественно-значимых знаний, навыков, умений, качеств, потребностей, мотивов и норм поведения.

Сроки реализации проекта: сентябрь 2017 – май 2019

Участники проекта: группа «Смешарики» (5 – 7 лет)

План реализации проекта

I этап Подготовительный

Постановка цели, мотивация детей, изготовление игр и атрибутов.

I I этап Организационно – деятельностный

  • Поиск ответов на поставленные вопросы разными способами
  • Непосредственно образовательная деятельность
  • Совместная деятельность детей и родителей
  • Самостоятельная деятельность детей
  • Контроль результатов и качества работы дошкольников

I I I этап Аналитический

Обобщение результатов работы в различной форме, их анализ, закрепление полученных знаний.

Реализация проекта

Подготовительный этап

Оформление и рассматривание альбомов: «Достопримечательности нашего города», «Растения нашего края», «Животный мир нашего края»

Приглашение от деда Краеведа на «Урок краеведения»

Создание краеведческого уголка (I место в городском конкурсе)

Блок «Мое Иваново»

Беседа с детьми на тему «Визитная карточка города — герб»

НОД «В городе Иваново живем»

История моего города: фотоальбом «Иваново вчера, сегодня…»

Дидактические игры: Меморина «Достопримечательности Иванова», разрезные картинки «Символика нашего города», парные картинки «Из прошлого»

Интерактивная экскурсия по г. Иваново с целью ознакомления детей с достопримечательностями родного города.

Экскурсия к микрорайону «Просторный»

Знакомство с музеями города: альбом «Дом по имени музей»

Знакомство с культурной жизнью города: альбом «Дом по имени театр»

Рисование на тему: «Мой любимый город».

Пластилинография «Герб родного города»

«Мой любимый город» выставка рисунков

Изготовление совместно с родителями макетов города

Консультации для родителей: «Первое посещение музея», «Театр – помощник в воспитании детей»

Блок «Ивановская область»

Родные просторы (знакомство с местоположением г. Иванова на карте).

Интерактивное путешествие «Край, в котором мы живем».

Рассказ педагога с использованием презентации о Героях Советского Союза, наших земляков

Дидактические игры: разрезные картинки «Символика Ивановской области», пазлы «Ивановская область», лото «По городам и весям», лото «Известные люди Ивановского края».

Участие в флешмобе «Дошколята поздравляют любимый край»

Раскраски по теме «Палех»

Рисование «Русский народный костюм»

Аппликация «Древо жизни» по мотивам народных узоров

Лепка «Ювелирные украшения»

Составление альбома творческих детско – родительских работ «Где бывали? Что видали?»

Блок «Богатства нашего края»

Беседы: «Природа и человек», «Рыбы наших водоемов».

Участие в природоохранной акции «Покормите птиц».

НОД «Лес – многоэтажный дом»

Творческая гостиная для детей и родителей «Сохраним красавицу елку».

Спортивное развлечение «Смешарики – природе Помогарики»

Дидактические игры: «Чей голос?» (звери, птицы), «Чьи следы?»

Консультация «Учите детей любить природу»

«Трудовой десант» (уборка мусора на участке, посадка цветов на клумбах у детского сада).

Описание этапов

Для успешной реализации проекта возникла идея привлечь родителей к активному взаимодействию с педагогами, переходу от пассивной созерцательной позиции к участию в образовательном процессе с помощью интерактивной технологии – квест.

Сначала мы рассчитывали закончить проект за один учебный год, но собрав информационный материал, мы поняли, что одного года нам не хватит, проект вышел долгосрочный, двухгодичный.

Подготовительный этап

Одним сентябрьским утром почтальон принес нам извещение на получение заказного письма (здесь постарались родители). Мы с ребятами сходили на почту и получили большой конверт. Прежде чем открыть мы прочитали кому и от кого это почтовое отправление. Оказалось, что на адрес детского сада для группы «Смешарики» что-то прислал Дед Краевед (Перед этим мы смотрели фильм, где он рассказывает про Ивановскую область).

Открыв конверт, мы обнаружили: книгу «Азбука юного ивановца, или с алфавитом по родному краю», приглашение от Деда Краеведа на «Урок краеведения» и фотографии с видами Иваново – Вознесенска начала прошлого века.

Мы начали путешествовать по книге, заучивали стихи из нее.

Рассматривая фотографии старинного города, мы подвели детей к желанию найти изображенное место в современном городе.

Организационно – деятельностный этап

Квест I «Иваново вчера – сегодня»

Обговорив с детьми и родителями правила, на выходные дни дали им задание: найти изображенное место, сфотографировать и принести фотографию для создания альбома. Дети сами выбирали фото и совместно с родителями занимались поиском. У нас получился альбом из 15 парных фотографий.

Квест I I «Символика»

Однажды, проснувшись после дневного сна, дети обнаружили на книжной полке новую книгу, в которой было письмо от Деда Краеведа. Он просил помочь ему найти части картинок, в помощь, предложив загадки (о книгах) и стихотворение С.Л. Сон «Герб города Иваново». Отгадав загадки, дети поняли, что части надо искать в книгах. Нашли ребята не только части, но и целые изображения гербов и флагов города и области, все картинки были собраны. На следующий день в группе появилась картонная кукла в кокошнике и сарафане с гербом города Иваново, в руке она держала письмо с благодарностью от Деда Краеведа и новым заданием.

Квест I I I «Дом по имени музей»

Задание от Деда Краеведа: найти и обозначить на карте города все известные детям музеи. К сожалению, наши ребятки не знали ни одного. Этот факт нас огорчил, мы подготовили для родителей консультацию «Первое посещение музея», после чего озвучили им просьбу Деда Краеведа. Родители откликнулись с энтузиазмом, принесли много фотографий и мы собрали альбом «Дом по имени музей». Дети, разглядывая фото, с удовольствием рассказывали о посещении музеев.

Урок краеведения – НОД «В городе Иваново живем»

На уроке краеведения дети пели песни, читали стихи о России и родном городе, играли в подвижные игры; познакомились с понятием «карта», с азами экологической грамотности; первый раз работали с интерактивной доской; устроили показ моделей, сшитых из бросового материала Зониной С.А.. В конце детям вручили значки юных краеведов.

Квест IV «По городам и весям»

В конце презентации к интерактивному путешествию «Край, в котором мы живем» на экране появился Дед Краевед и сказал ребятам, что очень хотел подарить им карту Ивановской области со всеми входящими в нее районами, но всё рассыпал, и теперь детям предстоит найти и собрать карту самостоятельно. (Карту мы сделали из лоскутков тканей, все районы разного цвета). «Первый район вы найдете в своей раздевалке» — сказал Дед Краевед и попрощался.

Нашли его не сразу: наш «лоскуток» прятался на стенде для родителей, и один очень внимательный мальчик после продолжительных поисков его заметил. (Мы сразу для себя решили не подсказывать детям, сколько бы времени не занимали поиски)

Первым районом оказался – Ивановский. Дети и родители снова получили задание: собрать информацию о населенных пунктах, фестивалях, музеях и знаменитых людях Ивановского района.

Дети совместно с родителями делали творческий отчет: рисунки, фото, коллажи и рассказы.

Больше всего информации собрали о г. Кохма, т.к. это ближайший к нам город. Мы познакомились с его гербом (сделали еще одну куклу), музеем, памятниками, фольклорным праздником «Свекловица» — осенний праздник урожая.

Были сообщения о деревнях и сёлах Ивановского района, в которых живут родственники детей. Также мы узнали о фестивале исторических реконструкций «Кречет» в с. Иневеж, военно-патриотическом празднике «Открытое небо» в г. Иваново на северном военном аэродроме, фестивале «Ивановский капустник» (ТК «Текстиль – Макс).

Так повторяется с каждым районом: подсказка от Деда Краеведа, поиск «лоскутка», кукла с гербом (если таковой имеется) и т. д. Все населенные пункты находим и обозначаем на физической карте Ивановской области.

Чтобы детям было легче запомнить информацию, мы сделали лото «По городам и весям» и «Известные люди Ивановского края» и выкладываем карточки по мере ознакомления, составили альбом «Где бывали? Что видали?»

Естественно, что познакомиться со всеми районами за короткое время невозможно, поэтому работа продолжится в следующем учебном году.

НОД «Лес – многоэтажный дом»

Дети отгадывали загадки Деда Краеведа, путешествовали по лесу, узнали, что у леса 5 этажей, расселили в них птиц и животных.

Квест V «Покормите птиц»

В ноябре провели беседу с презентацией «Природа и человек», обратили внимание на трудности выживания зверей и птиц в зимний период. Через день после этого на доске появились изображения зимующих птиц, зимние пейзажи и ребус «кормушка». Кто же это сделал? Конечно Дед Краевед. Трудно было разгадать ребус, но потом все сразу поняли, что надо сделать кормушки для подкормки птиц.

Из семян и зерен делали экокормушки, а из дома ребята приносили кормушки, которые мастерили вместе с родителями.

Квест VI «Красавица ёлка»

В декабре, так же как и в прошлом квесте мы получили подсказки от Деда Краеведа. На полочке у доски стоял цветочный горшок, лежали еловая ветка и диск со сказкой Г.Х. Андерсена «Ёлка». Мы прослушали сказку, обсудили проблему и решили, что веточку нужно посадить в горшочек, но в горшочке вместо земли была карта детского сада с указаниями запрятанных кладов. Дети хорошо ориентируются в детском саду, они быстро отгадали все помещения, в которых спрятаны секретики. Вот найти клады на месте оказалось не просто: сначала надо было увидеть подсказку (во всех помещениях разные подсказки: стрелки, мячики, цветы т. д., что-то, чего здесь не должно быть или не было раньше). Мы нашли трубочки для коктейля, цветную бумагу, картон, шариковый и обычный пластилин, ватные диски и даже клей и пакет с землей. Подумали, что бы все это значило? Земля – для посадки еловой ветки, а все остальное, чтобы сделать елочки своими руками, а не рубить живые на Новый год. Пригласили родителей и дети показали им мастер класс «Сохраним красавицу елку», сделав елочки из найденных материалов.

Спортивное развлечение «Смешарики – природе Помогарики»

В апреле ко дню земли Дед Краевед прислал приглашение в лес, но не спокойно в лесу. Пришлось помогать лесным жителям, и мусор убирать, и пожар тушить, и муравейник восстанавливать. За помощь Дед Краевед прислал в подарок настольную игру «Чьи следы?».

Квест – игры для ознакомления детей с природой

«Найди по следу»

Внесли в группу настольную игру «Чьи следы?», познакомили детей с изображениями животных и их следами, загадали загадки. Когда ребята запомнили отпечатки следов, мы предложили найти этих животных на участке. Разделили группу на команды, вручили каждой команде картинку с изображением животного. На прогулочном участке заранее нарисовали следы, по которым дети находили животных (в нашем случае игрушки).

«Найди по голосу»

Сначала играли в группе: дети слушали голос, выбирали картинку; далее надо было узнать по голосу без опоры на наглядность. Теперь ребята готовы для игры на улице.

Прячем любое воспроизводимое звук устройство на территории прогулочного участка, кладем рядом изображение зверя или птицы. Дети должны отгадать, чей голос, определить с какой стороны исходит звук и как туда добраться, не нарушив экологической тропы.

Ожидаемый результат

Дети узнают историю своего родного города, знакомятся с его символикой и культурными традициями, проявляют уважение к жителям своего города. Воспитание в детях чувства любви к родному городу и гордости за свою малую Родину.

Участие родителей в совместных мероприятиях.

Мы не ждем от детей взрослых форм проявления любви к родному городу, но если в ходе реализации проекта дети приобретут знания об истории города, достопримечательностях, начнут проявлять интерес к событиям в жизни края и отражать свои впечатления в продуктивной деятельности, то можно считать, что цель и задачи проекта выполнены.

В квестах есть, на наш взгляд, очень важное свойство – они обеспечивают участникам релаксацию, снимают нервную нагрузку, способствуют переключению внимания, мобилизуют умственную деяетельность и помогают решать конфликты.

Наша работа в форме квеста проводилась в самых разных местах: в группе, в зале, на природе – на участке, на экскурсии. Главное мотивировать участников, предусмотреть безопасность, продумать оригинальность подачи материала, выдерживать целостность формы и следование задачам.

Данный проект — для родителей и детей старшей и подготовительной группы; возможно проведение в виде отдельных мероприятий при обогащении материалов каждого блока.

Наша работа по проекту еще не закончена: впереди ждут увлекательные путешествия по родному краю, знакомство с «Красной книгой Ивановской области».

Подводя итоги, пожелаем всем успешно применять квесты в практике работы с детьми, делать их увлекательными, непредсказуемыми, и что очень важно, доступными дошколятам! Удачи всем!

Дидактика реализации проекта

Меморина «Достопримечательности Иванова»

Разрезные картинки «Символика нашего города и Ивановской области»

Парные картинки «Из прошлого»

https://www.maam.ru/detskijsad/igry-dlja-oznakomlenija-doshkolnikov-s-rodnym-kraem.html

Пазлы «Ивановская область»

https://www.maam.ru/users/216523/photo1498647/comments.html

Лото «По городам и весям»

Лото «Известные люди Ивановского края»

Лото «Чьи следы?»

https://www.maam.ru/detskijsad/nastolno-pechatnye-igry-po-kraevedeniyu.html

Методические материалы для реализации проекта

НОД «В городе Иваново живем»

https://www.maam.ru/detskijsad/integrirovanoe-zanjatie-v-gorode-ivanovo-zhivem.html

https://cloud.mail.ru/public/4VDk/MW4j2sA2w

НОД «Лес – многоэтажный дом»

https://cloud.mail.ru/public/721J/zxeVmdZWC

Спортивное развлечение «Смешарики – природе Помогарики»

https://cloud.mail.ru/public/3LMT/CykxyZ5Z3

Консультации для родителей

«Первое посещение музея»

https://cloud.mail.ru/public/3wNU/T91GKGei5

«Учите детей любить природу»

https://cloud.mail.ru/public/H4Gn/WseA62CiC

Контроль результатов работы и качества работы дошкольников

Рисование на тему: «Мой любимый город»

https://www.maam.ru/users/tanyaavva/photos/private166388.html

Пластилинография «Герб родного города»

Участие в флешмобе «Дошколята поздравляют любимый край»

https://ok.ru/video/891800783561

https://ok.ru/video/891808451273

https://ok.ru/video/891810482889

Раскраски по теме «Палех»

Рисование «Русский народный костюм»

Аппликация «Древо жизни» по мотивам народных узоров

https://www.maam.ru/users/sonehka59/photos/private166389.html

Лепка «Ювелирные украшения»

Творческая гостиная для детей и родителей «Сохраним красавицу елку».

Список библиографических источников

«Азбука юного ивановца, или с алфавитом по родному краю»/С.Л. Сон, Е.В. Чинаева, А.М. Чистых. – М.: Планета, 2012. – 80 с. – (Моя малая родина).

При подготовке и в процессе реализации проекта возникла проблема нехватки литературы по краеведению для дошкольников. Ни в одном книжном магазине города нет изданий художественной литературы ивановских авторов для детей, кроме книг С.Л. Сон. Спасибо ей за это большое! Карты Ивановской области, как нам стало известно, вообще не печатаются, вся надежда на интернет, очень жаль.

Интернетресурсы

Фотография для оформления. Город Иваново. Парк им. Революции 1905 года. Сообщение разместил Pthelovod 19 июля 2012, 14:14

https://fotovideoforum.ru/topic3743-20.html

Спортивное развлечение с элементами экологии в детском саду для детей 5-6 лет. Сценарий «На помощь лесным жителям» Автор: Солодова Марина Дмитриевна — инструктор по физкультуре, МБДОУ «Детский сад №1 им. Ю.А. Гагарина», Сахалинская область, г. Анива

https://ped-kopilka.ru/blogs/marina-dmitrievna-solodova/scenarii-sportivnogo-razvlechenija-s-yelementami-yekologi-starshie-grupy.html

Конспект непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим в старшей группе «Лес – многоэтажный дом»

https://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-nod-po-oznakomleniyu-s-okruzhayuschem-v-starshei-grupe-les-mnogoyetazhnyi-dom.html

Наталья Марченкова. Консультация для родителей «Учите детей любить природу».

https://www.maam.ru/detskijsad/konsultacija-dlja-roditelei-uchite-detei-lyubit-prirodu.html

IQ TOY Правильные игрушки Сеть магазинов развивающих игрушек. Первое посещение музея.

https://iqtoy.ru/text/206/

Наталья Попова. Квест – технологии. Играем по-новому?

https://www.maam.ru/detskijsad/kvest-tehnologi.html

 

Скачать Квест — проект «Родные просторы». Тип проекта: информационно — практико-ориентированный. Вид проекта: долгосрочный.

Название: Квест — проект «Родные просторы»
Номинация: Детский сад, Методические разработки , Проектная деятельность,
Авторы: Киселева Татьяна Юрьевна, Зонина Софья Аркадьевна
Должность: воспитатели 1 квалификационной категории
Место работы: МБДОУ «Детский сад № 64»
Месторасположение: Ивановская обл., г. Иваново

Дата изменения: 31.08.2018
Дата публикации: 31.08.2018




Опубликовано в разделах:




Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *